Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент
1.1. | - способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения; - подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-9 | способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;теоретические основы безопасности жизнедеятельности при ЧС; возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи; методы защиты населения при ЧС. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;принимать решения по целесообразным действиям в ЧС; распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах; обеспечивать безопасность жизнедеятельности при осуществлении профессиональной деятельности и защите окружающей среды; оказывать первую помощь пострадавшим. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; основными методами защиты производственного персонала и населения при возникновении ЧС; приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Человек и среда обитания | ||||||
1.1. | Предмет и задачи БЖД. Нормативно-правовая база БЖД | Лекции | 2 | 1 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) | Практические | 2 | 2 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Опасности и чрезвычайные ситуации. Анализ риска и управление рисками | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Выполнение индивидуальных заданий по теме "Расчет рисков и управление риском" | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | ||||||
2.1. | Классификация чрезвычайных ситуаций и причины их возникновения | Лекции | 2 | 1 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | Практические | 2 | 1 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Биологические безопасности и защита от них | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Чрезвычайные ситуации экологического характера | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Чрезвычайные ситуации природного происхождения | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях социально-психологического характера | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Сравнительный анализ экологической безопасности на примере разных стран | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Выполнение индивидуальных заданий: творческое задание "Экологическая безопасность" | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Безопасность деятельности в ЧС и в условиях производства | ||||||
3.1. | Защита населения в ЧС. | Лекции | 2 | 2 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Гражданская оборона. Средства индивидуальной и коллективной защиты | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Первая доврачебная медицинская помощь | Практические | 2 | 1 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Опасные производственные факторы. Промышленная безопасность | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Физиология труда | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Информационная безопасность, ее сущность и содержание | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Выполнение индивидуальных заданий | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
3.10. | Зачет | 2 | 4 | ОК-9 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях". 2. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, военного времени. 3. Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. 4. Вред, ущерб, риск - виды и характеристики. Измерение риска, разновидности риска. 5. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. 6. Классификация негативных факторов среды обитания человека: физические, химические, биологические, психофизиологические. 7. Понятие опасного и вредного фактора, характерные примеры. Основные принципы защиты. Снижение уровня опасных и вредных факторов. 8. Понятие о коллективных и индивидуальных средствах защиты. 9. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий. 10. Время реакции человека к действию раздражителей. 11. Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления. 12. Классификация вредных веществ по видам, агрегатному состоянию, характеру воздействия и токсичности. 13. Пути поступления веществ в организм человека, действие вредных веществ. 14. Комбинированное действие вредных веществ: суммация, потенцирование, антагонизм, независимость. Комплексное действие вредных веществ. 15. Классификация биологических негативных факторов и их источников. 16. Классификация физических негативных факторов и защита. 17. Методы и средства обеспечения электробезопасности. 18. Защита от опасности поражения электрическим током. 19. Последствия поражения электрическим током. 20. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека. 21. Психофизиологические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. 22. Эргономические основы безопасности. 23. Техногенные ЧС. Классификация. 24. Классификация видов пожаров и их особенности. 25. Основные причины и источники пожаров и взрывов. Пассивные и активные методы защиты. 26. Радиационные аварии, их виды, основные опасности и источники радиационной опасности. 27. Общие принципы защиты от ионизирующих излучений - особенности защиты от различных видов излучений (гамма, бета и альфа излучения). 28. Аварии на химически опасных объектах, их группы и классы опасности, основные химически опасные объекты. 29. Общие меры профилактики аварий на ХОО. 30. Химически опасная обстановка. Зоны химического заражения. 31. Химический контроль и химическая защита. Основные способы защиты персонала, населения и территорий от химически опасных веществ. 32. Гидротехнические аварии. Основные опасности и источники гидротехнических и гидродинамических аварий. 33. Чрезвычайные ситуации военного времени. 34. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. 35. Природные ЧС. Классификация. 36. Стихийные бедствия. Землетрясения, наводнения, атмосферные явления, их краткая характеристика, основные параметры и методы защиты. 37. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. 38. Экстремальные ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Терроризм. 39. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечения личной безопасности. 40. Организация и проведение работы в школе по защите детей при ЧС. 41. ЧС криминального характера. Обеспечение безопасности детей в школе. 42. Эвакуация людей из здания школы при пожаре. Поиск детей в горящем здании. 43. Правила поведения на воде. Правила купания. 44. Правила поведения и безопасность человека в бассейне. 45. Основы медицины катастроф. 46. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. 47. Концепции национальной безопасности и демографической политики Российской Федерации - основные положения. 48. Общая характеристика системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Законодательство об охране труде. 49. Государственное управление безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. 50. Кризисное управление в чрезвычайных ситуациях - российская система управления в чрезвычайных ситуациях - система РСЧС, система гражданской обороны - сущность структуры, задачи и функции. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. ЧС техногенного характера на территории Алтайского края. Причины их возникновения. Ожидаемые последствия и меры по защите населения. 2. Анализ дорожно-транспортных происшествий в России и за рубежом. 3. Авиакатастрофы в России. 4. Железнодорожные аварии и катастрофы в России и за рубежом. 5. Гидродинамические аварии в России и за рубежом. Саяно-Шушенская ГЭС. 6. Причины, ликвидация и последствия Чернобыльской катастрофы. 7. Аварии и катастрофы на водном транспорте. 8. Крупные аварии на коммунально - энергетических сетях на примере г.Барнаула. Причины и последствия. 9. Алгоритмы поведения в криминогенных ситуациях, связанных с попыткой воровства, грабежа, нападения, изнасилования и т.д. 10. Мой жизненный опыт (родственников, знакомых, друзей) по выходу из криминогенной ситуации. 11. Правила поведения заложников. 12. Психология ведения переговоров с террористами. 13. Террористические угрозы в современном мире. 14. Антитеррористическая деятельность в России. 15. Противодействие терроризму и экстремизму в образовательной организации 16. АХОВ, их поражающие свойства, средства и способы защиты от них. 17. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Способы проведения АСДНР. 18. История появления ядов и химического оружия. 19. Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения. 20. Стихийные бедствия: смерчи, тайфуны, ураганы, землетрясения, наводнения. Поведение населения в случае угрозы их возникновения. 21. Обеспечение мер безопасности во время снежных бурь. 22. Обеспечение мер безопасности во время пожаров. 23. Обеспечение мер безопасности в случае схождения снежных лавин. 24. Извержение вулканов: опасность и меры предосторожности. 25. Угроза селевых потоков и обеспечение безопасности населения. 26. Угроза оползней и обеспечение безопасности населения. 27. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий. 28. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные происшествия. 29. Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения, кровотечения. 30. Определение уровня дефектности газоперерабатывающего оборудования. 31. Выбросы вредных веществ в атмосферу. 32. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. 33. Оценка и анализ производственной безопасности. 34. Обеспечение охраны труда. 35. Двухмерные системы оценки риска. 36. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях. 37. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения. 38. Влияние радиации на здоровье человека: угроза, развитие болезней и методы лечения. 39. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности. 40. «Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во время стихийных бедствий». 41. Анализ понятийно-терминологического аппарата в области безопасности и защиты окружающей среды. 42. Роль вопросов безопасности в предметной области знаний. 43. Безопасность и профессиональная деятельность (юридические профессии). 44. Безопасный тип личности. 45. Культура безопасности человека в обществе. 46. Современные аспекты международного сотрудничества в области безопасности. 47. Структура техносферы региона и основные региональные проблемы безопасности. 48. Региональные демографические проблемы в свете состояния среды обитания региона. 49. Современные проблемы безопасности на различных видах транспорта. 50. Региональные экологически обусловленные заболевания. 51. Мобильная связь и здоровье человека. Анализ современных исследований. 52. Безопасность генетически модифицированных пищевых продуктов. Анализ современных исследований. 53. Лекарственные препараты и безопасность. 54. Действие алкоголя и наркотиков на человека и его здоровье. 55. Проблемы сортировки городских отходов. 56. Анализ эффективности бытовых очистителей воды 57. Влияние световой среды на работоспособность и безопасность труда 58. Современные энергосберегающие источники света - типы, конструкции, экологические аспекты применения «за» и «против». 59. Безопасность и человеческий фактор. 60. Психологический тип человека, его психологическое состояние и безопасность. 61. Исследование условий труда для основных видов деятельности в выбранной профессиональной предметной области. 62. Принципы и методы эргономики труда. 63. Анализ природных катастроф: характер протекания и последствия (по видам стихийных бедствий). 64. Параметры стихийных бедствий, их предвестники и регионы их наиболее частого проявления. 65. Анализ современного состояния пожарной безопасности в России (Алтайского края) и основные причины пожаров. 66. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. 67. Типы и характер террористических актов. 68. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности в сфере профессиональной деятельности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонды оценочных средств закреплены в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Белов С. В. | Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО | М: Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Екимова, И.А. | Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие | Томск : Эль Контент, 2012 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208696 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. - 11-е изд. - Ростов-н/Д : Феникс, 2014. - 448 с. : ил., табл. - (Высшее образование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-222-22237-9 | [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271593 | ||
Э2 | Безопасность жизнедеятельности, автор Е.П. Харнутова | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение: - программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»); - программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»). операционная система Microsoft Windows XP Professional Russian; - операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian. Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
web атлас по бжд. - www.sci.aha.ru министерство здравоохранения рф: официальный сайт. - www.rosminzdrav.ru научно-практический и учебно-методический журнал бжд. - www.novtex.ru нормативная документация по охране труда. - www.tehdoc.ru нормативная документация по охране труда. - www.safety.ru официальный сайт министерства транспорта рф. - www.mintrans.ru официальный сайт мчс. - www.mchs.ru официальный сайт федеральной службы государственной статистики. - www.gks.ru http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru/ Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
521К | лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL. |
501К | лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов. |
Для допуска к зачету необходимо: - посещение всех лекционных и практических занятий - все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради; - обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях; - в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал; - не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий; - выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем. Оценка – «зачтено/незачтено». При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо: - внимательно изучить задание, определить круг вопросов; - определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины; - изучить рекомендованную литературу. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов. В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Вопросы по подготовке к практическому занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю. Написание реферата предполагается в случае наличия пропусков лекций и семинарских занятий, либо неудовлетворительной оценки за коллоквиум. Тема реферата выбирается в соответствии с темами пропущенных занятий. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Реферат сдается преподавателю на проверку не позднее зачетной недели. Тестирование проводится письменно. На тестирование отводится 40 - 45 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 30 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 4 балла. Перевод баллов в оценку: 52-100 баллов – «зачтено», 0-48 баллов – «незачтено». Зачет проводится по биллетам. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 50 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 25 баллов, за решение задачи 50 баллов. Перевод баллов в оценку: 50-100 баллов – «зачтено», 0-49 баллов – «не зачтено». Более подробно методические указания раскрыты в файте размещенном в приложении. |