МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность жизнедеятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения
подготовка студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8: способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности
теоретические основы безопасности жизнедеятельности при ЧС
возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения
правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности
анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи; методы защиты населения при ЧС
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
принимать решения по целесообразным действиям в ЧС
распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах
обеспечивать безопасность жизнедеятельности при осуществлении профессиональной деятельности и защите окружающей среды
оказывать первую помощь пострадавшим
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами защиты производственного персонала и населения при возникновении ЧС
приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях
способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях
приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС
понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности
навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и среда обитания
1.1. Предмет и задачи БЖД. Нормативно-правовая база БЖД Лекции 5 1 ОК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) Практические 5 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. Опасности и чрезвычайные ситуации. Анализ риска и управление рисками Сам. работа 5 6 ОК-8 Л2.1, Л1.1
1.4. Выполнение индивидуальных заданий по теме "Расчет рисков и управление риском" Сам. работа 5 6 ОК-8 Л2.1, Л1.1
1.5. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 5 6 ОК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций и причины их возникновения Лекции 5 1 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Практические 5 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера Сам. работа 5 6 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Биологические безопасности и защита от них Сам. работа 5 6 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.5. Чрезвычайные ситуации экологического характера Сам. работа 5 6 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.6. Чрезвычайные ситуации природного происхождения Сам. работа 5 6 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.7. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях социально-психологического характера Сам. работа 5 4 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.8. Сравнительный анализ экологической безопасности на примере разных стран Сам. работа 5 6 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.9. Выполнение индивидуальных заданий: творческое задание "Экологическая безопасность" Сам. работа 5 6 ОК-8 Л2.1, Л1.1
2.10. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 5 4 ОК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Безопасность деятельности в ЧС и в условиях производства
3.1. Защита населения в ЧС. Лекции 5 2 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.2. Гражданская оборона. Средства индивидуальной и коллективной защиты Сам. работа 5 6 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.3. Первая доврачебная медицинская помощь Сам. работа 5 4 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.4. Опасные производственные факторы. Промышленная безопасность Сам. работа 5 4 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Физиология труда Сам. работа 5 4 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.6. Информационная безопасность, ее сущность и содержание Сам. работа 5 4 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.7. Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Сам. работа 5 4 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.8. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 5 4 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.9. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 5 4 ОК-8 Л2.1, Л1.1
3.10. Зачет 5 4 ОК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования М: Юрайт, 2020 urait.ru/bcode/453161
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Екимова, И.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208696
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. - 11-е изд. - Ростов-н/Д : Феникс, 2014. - 448 с. : ил., табл. - (Высшее образование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-222-22237-9 [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271593
Э2 Безопасность жизнедеятельности, автор Е.П. Харнутова https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2550
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Для допуска к зачету необходимо:
- посещение всех лекционных и практических занятий
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал;
- не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий;
- выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем.
Оценка – «зачтено/незачтено».