МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Агрохимия с основами почвоведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Агрохимия с основами почвоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам агрономической химии, методам и способам оценки изменения почвенного покрова и свойств почв под влиянием сельскохозяйственного использования, агроэкологической оценки земель, технологий регулирования почвенного плодородия и охраны почв

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Питание растений, вынос элементов питания из почвы
1.1. Предмет, методы и задачи агрохимии, взаимосвязь с ругими науками. Лекции 6 1 ОПК-8 Л1.1
1.2. Роль удобрений в повышении урожайности сельскохозяйственных культур. Сам. работа 6 6 ОПК-8 Л1.1
Раздел 2. Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений
2.1. Современные представления о воздушном и корневом питании растений. Лекции 6 1 ОПК-8 Л1.1
2.2. Особенности характеристик газовой, жидкой, твёрдой, живой фаз почвы. Виды поглотительной способности почвы. Практические 6 2 ОПК-8 Л1.1
2.3. Виды почвенной кислотности: актуальная, потенциальная (обменная, гидролитическая). Лекции 6 1 ОПК-8 Л1.1
2.4. Содержание и доступность питательных веществ в почвах. Сам. работа 6 6 ОПК-8 Л1.1
2.5. Состояние применения удобрений в РФ и за рубежом. Сам. работа 6 4 ОПК-8 Л1.1
Раздел 3. Методы химической мелиорации, известкование и фосфоритование
3.1. Понятие о химических мелиорантах. Влияние повышенной кислотности и щёлочности на растения. Лекции 6 1 ОПК-8 Л1.1
3.2. Отношение сельскохозяйственных культур к реакции почвы. Значение кальция и магния в питании растений. Практические 6 2 ОПК-8 Л1.1
3.3. Агрохимическая характеристика известковых удобрений. Лекции 6 2 ОПК-8 Л1.1
3.4. Установление необходимости известкования. Методы определения доз извести. Баланс кальция и магния в хозяйстве. Практические 6 4 ОПК-8 Л1.1
3.5. Место внесения известковых удобрений в севообороте Сам. работа 6 6 ОПК-8 Л1.1
Раздел 4. Азотные удобрения и условия их эффективного применения
4.1. Значение азота в питании растений. Особенности азотного питания растений. Содержание, формы и превращение азота в почве. Лекции 6 2 ОПК-8 Л1.1
4.2. Классификация азотных удобрений. Агрохимическая характеристика основных групп азотных удобрений: нитратные, аммонийные, аммонийно-нитратные, амидные, жидкие. Сам. работа 6 2 ОПК-8 Л1.1
Раздел 5. Фосфорные удобрения и условия их эффективного использования. Калийные удобрения и условия их эффективного применения
5.1. Роль фосфора в жизни растений. Особенности фосфорного питания растений. Содержание и формы фосфора в почвах. Лекции 6 2 ОПК-8 Л1.1
5.2. Классификация фосфорных удобрений. Агрохимическая характеристика водорастворимых, цитратнорастворимых и труднорастворимых фосфорных удобрений. Практические 6 2 ОПК-8 Л1.1
5.3. Роль калия в жизни растений. Особенности калийного питания растений. Содержание и формы калия в почвах. Классификация калийных удобрений. Сам. работа 6 2 ОПК-8 Л1.1
5.4. Агрохимическая характеристика калийных удобрений. Сам. работа 6 2 ОПК-8 Л1.1
Раздел 6. Комплексные и микроудобрения и условия их эффективного применения
6.1. Понятие о комплексных удобрениях, их классификация. Получение, свойства и особенности применения твёрдых комплексных удобрений: аммофос, диаммофос, нитроаммофос, нитроаммофоска, карбоаммофоска, нитрофоска. Лекции 6 2 ОПК-8 Л1.1
6.2. Получение, свойства и особенности применения жидких комплексных удобрений. Сам. работа 6 2 ОПК-8 Л1.1
6.3. Смешанные удобрения. Роль микроэлементов в жизни растений. Общее содержание и подвижные соединения микроэлементов в почвах. Классификация и особенности применения микроудобрений. Практические 6 2 ОПК-8 Л1.1
Раздел 7. Органические удобрения
7.1. Общая характеристика и значение органических удобрений. Навоз: подстилочный, бесподстилочный. Способы приготовления подстилочного навоза. Особенности хранения и приготовления бесподстилочного навоза. Лекции 6 2 ОПК-8 Л1.1
7.2. Агрохимическая характеристика и использование навозной жижи. Солома. Зеленые удобрения.(Сидераты). Сапропель. Птичий помет. Приготовление и использование различных видов компостов. Сам. работа 6 2 ОПК-8 Л1.1
Раздел 8. Особенности питания и удобрения основных сельскохозяйственных культур
8.1. Озимые и яровые зерновые культуры; зернобобовые культуры; картофель; кормовые корнеплоды; овощные культуры. Практические 6 2 ОПК-8 Л1.1
8.2. Влияние удобрений на качественные показатели: яровых и озимых зерновых культур, льна, многолетних трав, картофеля и овощных культур. Сам. работа 6 8 ОПК-8 Л1.1
8.3. Влияние известкования, внесения органических и всех видов минеральных удобрений на качество окружающей среды Сам. работа 6 4 ОПК-8 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия: Учебники Издательство "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 не требуется
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прикреплены в приложении