МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в области медиа
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 136
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 18,5 15 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 6 6 18 18
Практические 22 22 20 20 20 20 62 62
Сам. работа 44 44 46 46 46 46 136 136
Итого 72 72 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Аникин Д.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» Василенко ИА, Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в области медиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Компьютерные технологии в области медиа являются:
- ознакомление студентов с идеологией и технологией работы на компьютере, необходимыми для самоорганизации и приобретения новых знаний и умений в области информационно-коммуникационых технологий;
- формирование компьютерной грамотности и целостного представления о возможностях использования информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач в области медиа;
- овладение практическими навыками самоорганизации и самообразования при изучении программ и программных пакетов.
Задачи:
- ознакомление студентов с основными принципами использования информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач в медиа;
- получение практических навыков решения профессиональных задач в области медиа при помощи информационно-коммуникационных технологий;
- изучение способов создания медиа-контента на основе самоорганизации и самообразования, в том числе в сети Интернет.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1.1: Знает: основы системного подхода, мето-дов поиска, анализа и синтеза информации; основные виды источников информации; основные теоретико-методологические положения философии, социологии, культурологи, экономики; особенности методологии концептуальных подходов к пониманию природы информации как научной и философской категории; основные методы научного исследования.
УК-1.2: Умеет: осуществлять поиск, анализ, синтез информации для решения поставленных экономических задач в сфере культу-ры; использовать философский понятий-но-категориальный аппарат, основные философские принципы в ходе анализа и оценки социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным социальным и философским проблемам; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы в общественной жизни на основе систем-ного подхода; самостоятельно анализиро-вать общенаучные тенденции и направле-ния развития социогуманитарных наук в условиях информационного общества; самостоятельно анализировать культуро-логическую, естественнонаучную, исто-рическую, психологопедагогическую ин-формацию; определять ценностные свой-ства различных видов источников ин-формации; оценивать и прогнозировать последствия своей научной и профессио-нальной деятельности; сопоставлять раз-личные точки зрения на многообразие явлений и событий, аргументировано обосновывать своё мнение
УК-1.3: Владеет: навыками системного применения методов поиска, сбора, анализа и синтеза информации; навыками внутренней и внешней критики различных видов источников информации; способностью анализировать и синтезировать информацию, связанную с проблемами современ-ного общества, а также природой и тех-нологиями формирования основ личностного мировоззрения; методологией и ме-тодикой проведения социологического исследования; методологией и методикой изучения наиболее значимых фактов, яв-лений, процессов в социогуманитарной сфере.
ОПК-6.1: Отбирает для осуществления профессиональной деятельности необходимое техническое оборудование и программное обеспечение.
ОПК-6.2: Эксплуатирует современные стационарные и мобильные цифровые устройства на всех этапах создания медиапроекта и (или) медиапродукта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы информатики и компьютерных технологий, необходимые для самоорганизации, самообразования и приобретения новых знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий; основные характеристики компьютера, компьютерных сетей и глобальной сети Интернет и методы работы в них, необходимые для решения профессиональных задач по обработке информации из различных источников и поиску информации и идей как на государственном языке Российской Федерации, так и на иностранном языке; основы работы в компьютерных приложениях, основы использования информационных систем и HTML, необходимые для самоорганизации и самообразования.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать для решения профессиональных задач различные компьютерные приложения, графические редакторы, информационные системы; на основе самоорганизации и самообразования разрабатывать, сопровождать, оценивать эффективность веб-проектов, в том числе внутрикорпоративных ресурсов; на основе самоорганизации и самообразования создавать ресурсы в сети Интернет и осуществлять целевое и поисковое продвижение сайтов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки работы с пакетом офисных программ, необходимых для решения профессиональных задач в области медиа; навыки работы в графических редакторах (Adobe Photoshop, CorelDraw и др.) для решения профессиональных задач по поиску и обработке графической информации; навыки создания презентаций в специализированных программах или онлайн (Мs PowerPoint, Prezi.com) для решения задач профессиональной деятельности по синтезированию информации из гетероенных как на государственном языке Российской Федерации, так и на иностранном языке; навыки html-верстки и ведения сайтов при помощи cms-систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы компьютерных технологий и информатики, знание которых необходимо для самоорганизации, самообразования и получения новых знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий.
1.1. Общая характеристика IT-технологий и информационных процессов (лекция) Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Общая характеристика IT-технологий и информационных процессов Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.1
1.3. Информационное общество и его «компьютеризация» (лекция) Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Общая характеристика компьютеров, компьютерной среды и компьютерных приложений (лекция) Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Информационные системы и информационные технологии Сам. работа 1 8 Л2.1, Л1.1
1.6. Виды компьютерных устройств и их состав Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Применение приложений пакета Microsoft Office (Word, Excel) для решения профессиональных задач по обработке информации
2.1. Текстовый редактор Word: создание служебной и рабочей ПР-документации. Практические 1 8 Л2.1, Л1.1
2.2. Текстовый редактор Word: создание служебной и рабочей ПР-документации. Сам. работа 1 14 Л2.1, Л1.1
2.3. Табличный редактор Excel: создание служебной и рабочей ПР-документации Практические 1 12 Л2.1, Л1.1
2.4. Табличный редактор Excel: создание служебной и рабочей ПР-документации Сам. работа 1 16 Л2.1, Л1.1
2.5. Microsoft PowerPoint – средство создания слайдовых презентаций Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Microsoft PowerPoint – средство создания слайдовых презентаций Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
2.7. Создание презентаций on-line: Prezi.com Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Применение программ создания медиаконтента для решения профессиональных задач по обработке информации
3.1. Растровая и векторная графика Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Adobe Photoshop – профессиональный пакет обработки растровых изображений Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.3. Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
3.4. CorelDraw – профессиональный пакет создания и обработки векторной графики Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.5. Обработка векторных изображений в CorelDraw Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
3.6. Разработка комплекта печатной рекламной продукции Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.7. Разработка комплекта печатной рекламной продукции Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
3.8. Основы монтажа. Основные форматы аудио и видеофайлов. Кодеки. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
3.9. Редактирование аудио-файлов. Звуковой редактор Audacity Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.10. Звуковой редактор Audacity Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1
3.11. Windows Movie Maker и VirtualDub: программы для редактирования видеофайлов Практические 3 8 Л2.1, Л1.1
3.12. Редактирование видеофайлов Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Сетевые компьютерные технологии, знание которых необходимо для самоорганизации, самообразования и получения новых знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий
4.1. Компьютерные сети и Интернет Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Компьютерные сети и Интернет Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1
4.3. Пути разработки Интернет-ресурса Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
4.4. Проверка работоспособности КС Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
4.5. Html – язык гипертекста Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
4.6. Верстка сайта на языке html Практические 3 4 Л2.1, Л1.1
4.7. Разработка и создание сайта на языке html Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1
4.8. CMS – выбор, размещение на хостинге, первоначальная настройка Практические 3 6 Л2.1, Л1.1
4.9. Разработка, размещение на хостинге, настройка и наполнение контентом сайта на CMS Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии: учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник М. : Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/book/8A97D026-991B-4D87-A310-6BA81C62A414
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle "Компьютерные технологии в области медиа" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7056
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал,разъяснить темы, трудные для понимания,систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем:прочитайте учебный материал по теме лекциив учебниках и учебных пособиях,уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины,уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными,запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами,внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь,сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции,вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — это форма организации обучения, представляющая собой аудиторную самостоятельную практическую и исследовательскую работу студентов с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования и творчества под руководством преподавателя и по его заданию. Лабораторное занятие позволяет сформировать у студентов практические умения и навыки обращения с оборудованием и программным обеспечением, владение которыми составляет часть профессиональной практической подготовки.
Практическая работа как вид учебного занятия проводится в специально оборудованных учебных лабораториях (компьютерных классах). Продолжительность - два академических часа. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также проверка и обсуждение им итогов выполнения лабораторной работы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам:учебных и учебно-методических пособий;тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др;перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины;информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответыпредставляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.