МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы семиотики
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Комиссарова Л.М.

Рецензент(ы):
канд. социол.наук, доцент директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы семиотики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование теоретических представлений о семиотике как науке о коммуникациии практических навыков семиотического анализа в сфере медиа продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1.1: Знает: основы системного подхода, мето-дов поиска, анализа и синтеза информации; основные виды источников информации; основные теоретико-методологические положения философии, социологии, культурологи, экономики; особенности методологии концептуальных подходов к пониманию природы информации как научной и философской категории; основные методы научного исследования.
УК-1.2: Умеет: осуществлять поиск, анализ, синтез информации для решения поставленных экономических задач в сфере культу-ры; использовать философский понятий-но-категориальный аппарат, основные философские принципы в ходе анализа и оценки социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным социальным и философским проблемам; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы в общественной жизни на основе систем-ного подхода; самостоятельно анализиро-вать общенаучные тенденции и направле-ния развития социогуманитарных наук в условиях информационного общества; самостоятельно анализировать культуро-логическую, естественнонаучную, исто-рическую, психологопедагогическую ин-формацию; определять ценностные свой-ства различных видов источников ин-формации; оценивать и прогнозировать последствия своей научной и профессио-нальной деятельности; сопоставлять раз-личные точки зрения на многообразие явлений и событий, аргументировано обосновывать своё мнение
УК-1.3: Владеет: навыками системного применения методов поиска, сбора, анализа и синтеза информации; навыками внутренней и внешней критики различных видов источников информации; способностью анализировать и синтезировать информацию, связанную с проблемами современ-ного общества, а также природой и тех-нологиями формирования основ личностного мировоззрения; методологией и ме-тодикой проведения социологического исследования; методологией и методикой изучения наиболее значимых фактов, яв-лений, процессов в социогуманитарной сфере.
ОПК-3.1: Демонстрирует кругозор в сфере отечественного и мирового культурного процесса.
ОПК-3.2: Применяет средства худо-жественной выразительности в создаваемых медиа-проектах и (или) медиапро-дуктах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает профессиональные задачи специалиста по медиакоммуникациям в государственных, общественных, коммерческих структурах; основные гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации, основные понятия семиотики, виды знаковых систем и кодов в системе межличностного и межкультурного взаимодействия.Ключевые понятия семиотики, виды знаковых систем и кодов в системе межличностного и межкультурного взаимодействия, ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры. Законы семиотики в области медиакоммуникаций, семиотические параметры вербальной и креолизованной рекламы; семиотические параметры аудио- и видеорекламы, текстов коммуникационной кампании. Самостоятельно использовать данные семиотического анализа вербальных и креолизованных текстов в процессе планирования и организации коммуникационных кампаний и мероприятий; самостоятельно совершенствовать знания и умения в области медиакоммуникаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт принимать решение о проведении коммуникационной кампании; учитывать специфику целевых аудиторий в государственных, общественных, коммерческих структурах; определять знаковую природу семиотических текстов.Выявляет семиотические системы; использовать средства и методы семиотического анализа применительно к сложным семиотическим системам; понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками способностью критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт в сфере семиотики. Способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры; технологией семиотического анализа текстов и социальных мифов как вторичных знаковых систем. Навыками самоорганизации и самообразования в области семиотики; навыками самостоятельной исследовательской работы в области семиотики, способностью формулировать результат.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы семиотики
1.1. Семиотика как наука. Семиотические системы Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Семиотика как наука. Семиотические системы Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Подготовка презентаций Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Вербальные и невербальные семиотики. Семиотика художественного слова Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Анализ художественного текста Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Письменная работа по анализу художественного текста Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Подготовка к письменной работе Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Невербальные семиотики. Семиотики музыки, танца Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Семиотика кино Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Интерактивные презентации кинотекстов Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Подготовка презентаций Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Семиотика нарратива и социальных мифов Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Работа с текстами как социальными мифами Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Подготовка к письменной работе Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Семиотический анализ телевизионной программы Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Подготовка к письменной работе Сам. работа 5 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Семиотика рекламы
2.1. Реклама как текст Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Презентация рекламных текстов Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Подготовка презентаций Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Вербальная часть рекламного текста Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Составляем рекламный текст Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Невербальная часть рекламного текста. Цвет и композиция Невербальная часть рекламного текста. Цвет и композиция Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Составляем рекламный текст Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Подготовка к письменной работе Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Семиотика коммуникационной кампании Практические 5 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115026
Л1.2 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115180
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442983
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры // http://teatr-lib.ru/Library/Lotman/statjy/
Э2 Рекламное агентство “Восход” http://www.ravoshod.ru/
Э3 курс "Основы семиотики" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7295
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.