МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы медиаменеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 71
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 71 71 71 71
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко Анна Вячеславовна

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Основы медиаменеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Подготовка слушателей к принятию управленческих решений при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами и т.д.
- Получение знаний в области проектирования организационных структур медиа и механизмов функционирования СМИ.
- Освоение инструментов стратегической организационной диагностики и использования их при управлении портфелем медиахолдинга.
- Изучение методов и особенностей управления правами на контент в различных средах.
- Освоение основных методов бюджетирования и финансового анализа, используемых в медиакомпаниях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5.1 Знает совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
ОПК-2.1 Знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функцио-нирования и тенденции раз-вития.
ОПК-2.2 Соблюдает принцип объек-тивности в создаваемых ме-диапроектах и (или) медиа-продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов.
ОПК-5.2 Осуществляет свои профес-сиональные действия с учетом механизмов функцио-нирования конкретной ме-диакоммуникационной системы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы управления медиаорганизациями и специфику управления такими структурами в сравнении с другими видами бизнеса; особенности гибкого и адаптивного управления творческими коллективами и методы мотивации творческого персонала; способы оценки потребности в ресурсах и планировании их использования для решения задач в профессиональной области;
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать стратегии, бизнес-планы, бюджеты и финансовые планы, оценивая потребности в ресурсах для их реализации; концепции медиа, маркетинговые стратегии программные сетки и т.п., управлять контентом, доходностью, коммерческим отделом, редакционными и творческими структурами, временными творческими коллективами, анализировать деятельность СМИ в ее структурном, смысловом и аудиторном аспектах; гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям для решения поставленных профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.пользования компьютерными программными пакетами для управления проектами, статистическими пакетами, системами распределения обязанностей в редакции, применения источников данных о рынках, использования методов стратегического, маркетингового, организационного анализа медиакомпаний;
технологиями поиска и обработки различных видов информации (в том числе на основе системного подхода).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление контентом
1.1. Современная медиаиндустрия как отрасль экономики Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Современная медиаиндустрия как отрасль экономики Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.3. Современная медиаиндустрия как отрасль экономики Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2
1.4. Медиаменеджмент как феномен управленческой культуры Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.5. Медиаменеджмент как феномен управленческой культуры Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.6. Правовое и этическое регулирование медиаменеджмента Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.7. Правовое и этическое регулирование медиаменеджмента Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.8. Моделирование СМИ Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.9. Моделирование СМИ Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.10. Регулярный менеджмент СМИ Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.11. Регулярный менеджмент СМИ Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Бюджетирование и финансовое управление медиа
2.1. Планирование. Бюджетирование. Управленческий учет Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Планирование. Бюджетирование. Управленческий учет Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
2.3. Планирование. Бюджетирование. Управленческий учет Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Организационные модели и организационные структуры в медиабизнесе
3.1. Ключевые понятия медиаэкономики. Типы рыночных структур в медиаиндустрии. Современные рыночные стратегии медиабизнеса.Бизнес-модели в медиаиндустрии. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Ключевые понятия медиаэкономики. Типы рыночных структур в медиаиндустрии. Современные рыночные стратегии медиабизнеса.Бизнес-модели в медиаиндустрии. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
3.3. Ключевые понятия медиаэкономики. Типы рыночных структур в медиаиндустрии. Современные рыночные стратегии медиабизнеса.Бизнес-модели в медиаиндустрии. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л1.2
3.4. История организационных структур в средствах массовой информации и коммуникации.Модели медиахолдингов. Стратегия, цели, функциональная и организационная структуры. Модели корпоративного центра. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
3.5. История организационных структур в средствах массовой информации и коммуникации.Модели медиахолдингов. Стратегия, цели, функциональная и организационная структуры. Модели корпоративного центра. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Управление медиаактивами
4.1. Элементы общей теории организаций и их применение в медийной отрасли. Понятие медиакомпании. Типология медиакомпаний.Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиа-менеджменте. Понятие «медиа-активы». Типология медиа-активов. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
4.2. Элементы общей теории организаций и их применение в медийной отрасли. Понятие медиакомпании. Типология медиакомпаний.Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиа-менеджменте. Понятие «медиа-активы». Типология медиа-активов. Сам. работа 4 4 Л1.1, Л1.2
4.3. Управление группой брендов в медиахолдинге. Синергия в продвижении собственных брендов.Нематериальные активы медиа-организаций. Типология нематериальных активов медиа-организаций. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
4.4. Управление группой брендов в медиахолдинге. Синергия в продвижении собственных брендов.Нематериальные активы медиа-организаций. Типология нематериальных активов медиа-организаций. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2
4.5. Рынок контента в медиа-бизнесе.Базовые направления медиабизнеса: производство контента, агрегация и дистрибуция.Немедийные доходы медиа компаний Практические 4 4 Л1.1, Л1.2
4.6. Рынок контента в медиа-бизнесе.Базовые направления медиабизнеса: производство контента, агрегация и дистрибуция.Немедийные доходы медиа компаний Сам. работа 4 5 Л1.1, Л1.2
4.7. Понятие риска в финансовом менеджменте. Риски в управлении активами организации. Специфика рисков в медиа-бизнесе. Нерыночные риски в медиа-бизнесе. Практические 4 4 Л1.1, Л1.2
4.8. Понятие риска в финансовом менеджменте. Риски в управлении активами организации. Специфика рисков в медиа-бизнесе. Нерыночные риски в медиа-бизнесе. Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.2
4.9. Оценка активов организации. Подходы к проблеме оценки медиа-активов.Медиа-отрасль как комплекс взаимосвязанных динамических элементов. Практические 4 4 Л1.1, Л1.2
4.10. Оценка активов организации. Подходы к проблеме оценки медиа-активов.Медиа-отрасль как комплекс взаимосвязанных динамических элементов. Сам. работа 4 28 Л1.1, Л1.2
4.11. Экзамен 4 27 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Е.Н. Жильцов, Т.В. Науменко, Е.В. Егоров и др Экономика и управление социальной сферой : учебник : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375813
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Романов, А.А. Медиапланирование : учебно-практическое пособие / А.А. Романов, Г.А. Васильев, Р.В. Каптюхин. - М. : Евразийский открытый институт, 2010. - 240 с. - ISBN 978-5-374-00391-8 ; То же [Электронный ресурс]. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93170
Э2 Медиа: введение : учебник / под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; пер. Ю.В. Никуличев. - 2-е изд. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 551 с. : ил., табл. - (Зарубежный учебник). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00960-7 ; То же [Электронный ресурс]. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Э3 Экономика и управление социальной сферой : учебник / Е.Н. Жильцов, Т.В. Науменко, Е.В. Егоров и др. ; Московский осударственный университет имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра экономики социальной сферы ; под ред. Е.Н. Жильцова и др. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 496 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02423-8 ; То же [Электронный ресурс]. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375813
Э4 курс Основы медиаменеджмента portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Официальный сайт Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям www.fapmc.ru
2. Сайт «Медиа-атлас» www.mediatlas.ru
3. Сайт www.sostav.ru (новости маркетинга, рекламы, PR)
4. Сайт Гильдии издателей периодической печати www.gipp.ru
5. Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
6. «КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
7. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
8. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
10. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Коллоквиум представляет собой коллективное обсуждение раздела дисциплины на основе самостоятельного изучения этого раздела студентами. Подготовка к данному виду учебных занятий осуществляется в следующем порядке. Преподаватель дает список вопросов и заданий, ответы на которые следует получить при изучении определенного перечня научных источников. Студентам во внеаудиторное время необходимо прочитать специальную литературу, подготовить ответы на вопросы, которые будут обсуждаться на коллоквиуме, письменно или устно сформулировать свое мнение по каждому из вопросов, которое они выскажут на занятии.
Контрольная работа назначается после изучения определенного раздела (разделов) дисциплины и представляет собой совокупность развернутых письменных ответов студентов на вопросы, которые они заранее получают от преподавателя. Самостоятельная подготовка к контрольной работе включает в себя: изучение конспектов лекций, раскрывающих материал, знание которого проверяется контрольной работой; повторение учебного материала, полученного при подготовке к практическим занятиям и во время их проведения; изучение дополнительной литературы, в которой конкретизируется содержание проверяемых знаний; составление в письменной форме ответов на поставленные в контрольной работе вопросы; формирование психологической установки на успешное выполнение всех заданий.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.