МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Структура и индустрия медиасреды
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
преподаватель, Логиновская А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н.,, доцент, директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Структура и индустрия медиасреды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является - обеспечить овладение студентами необходимыми теоретическими знаниями о структуре и индустрии медиасреды; - получение студентом комплексных знание о современном медиапространстве, о политических и экономических структурах управления и производства средств массовых коммуникаций в эпоху быстрых технологических изменений.
Для достижения цели ставятся задачи:
ознакомление студентов со структурой медиасреды;
получение знаний и навыков анализа индустрии медиасреды;
получение комплексного представления о региональной медиасреде;
изучение основных технологий производства объектов медиасреды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1.1: Знает: основы системного подхода, мето-дов поиска, анализа и синтеза информации; основные виды источников информации; основные теоретико-методологические положения философии, социологии, культурологи, экономики; особенности методологии концептуальных подходов к пониманию природы информации как научной и философской категории; основные методы научного исследования.
УК-1.2: Умеет: осуществлять поиск, анализ, синтез информации для решения поставленных экономических задач в сфере культу-ры; использовать философский понятий-но-категориальный аппарат, основные философские принципы в ходе анализа и оценки социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным социальным и философским проблемам; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы в общественной жизни на основе систем-ного подхода; самостоятельно анализиро-вать общенаучные тенденции и направле-ния развития социогуманитарных наук в условиях информационного общества; самостоятельно анализировать культуро-логическую, естественнонаучную, исто-рическую, психологопедагогическую ин-формацию; определять ценностные свой-ства различных видов источников ин-формации; оценивать и прогнозировать последствия своей научной и профессио-нальной деятельности; сопоставлять раз-личные точки зрения на многообразие явлений и событий, аргументировано обосновывать своё мнение
УК-1.3: Владеет: навыками системного применения методов поиска, сбора, анализа и синтеза информации; навыками внутренней и внешней критики различных видов источников информации; способностью анализировать и синтезировать информацию, связанную с проблемами современ-ного общества, а также природой и тех-нологиями формирования основ личностного мировоззрения; методологией и ме-тодикой проведения социологического исследования; методологией и методикой изучения наиболее значимых фактов, яв-лений, процессов в социогуманитарной сфере.
ОПК-6.1: Отбирает для осуществления профессиональной деятельности необходимое техническое оборудование и программное обеспечение.
ОПК-6.2: Эксплуатирует современные стационарные и мобильные цифровые устройства на всех этапах создания медиапроекта и (или) медиапродукта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.структуру и индустрию медиасреды; современное российское и региональное медиапространство; политические и экономические структуры управления и производства средств массовых коммуникаций в эпоху быстрых технологических изменений: технологии взаимодействия с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов; основные технологии использования мультимедийных и интерактивных средств в разработке ИМК-кампаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в индустрии медиарынка; анализировать индустрию медиасреды с точки зрения профессиональной деятельности; взаимодействовать с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов; применять современные мультимедийные и интерактивные технологии производства объектов медиасреды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа индустрии медиасреды; навыками взаимодействия с различными организациями, учреждениями, структурами и людьми в процессе подготовки медиапродуктов; основными мультимедийными и интерактивными технологиями производства объектов медиасреды; навыками управления интегрированными коммуникационными программами в медиасреде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Медиасреда: структура и индустрия
1.1. Характеристика российской медиасреды. Классификация и структура медиарынка Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.2. Классификация и структура медиарынка Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.3. Классификация и структура медиарынка Сам. работа 1 16 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.4. Конвергентность современного медиарынка. Региональная медиасреда Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.5. Конвергентность современного медиарынка Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.6. Конвергентность современного медиарынка Сам. работа 1 16 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.7. Региональная медиасреда Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
1.8. Региональная медиасреда Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
Раздел 2. Медиаиндустрия в Интернете
2.1. СМИ и социальные медиа Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
2.2. Техника и технологии создания социальных медиа Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
2.3. Техника и технологии создания социальных медиа Сам. работа 1 12 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
2.4. Системы управления и контроля в сфере социальных медиа Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
2.5. Техника и технологии создания социальных медиа Сам. работа 1 13 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
2.6. Технологии производства медиапродуктов Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
2.7. Технологии производства медиапродуктов Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
2.8. Технологии производства медиапродуктов Сам. работа 1 24 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3
2.9. Экзамен 1 27 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение "Четвертой волны"): уч. пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС "Университетская библиотека online", 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454124
Л1.2 Под ред. Е.Л. Вартановой. Основы медиабизнеса : учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2009
Л1.3 Акулич, М.В. Интернет-маркетинг : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453407
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ныркова Л.М. Система СМИ региона: Учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт ун-та, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/857
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" https://e.lanbook.com/
Э4 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э5 курс "Структура и индустрия медиасреды" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7049
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студентов над курсом предполагает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.