МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика медиакоммуникаций
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 124
самостоятельная работа 173
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18 15,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 14 14 22 22 48 48
Практические 22 22 24 24 30 30 76 76
Сам. работа 38 38 34 34 101 101 173 173
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 180 180 324 324

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко Анна Вячеславовна

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения) , Василенко Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика медиакоммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.систематизированно изложить основы теории и практики медиакоммуникации в широком научном контексте, включающем методологические, философские, социопсихологические, семиотические, лингвистические аспекты.
ознакомить с базовым научным аппаратом современной медиакоммуникативистики, методов исследования медиакоммуникаций.
ознакомить с основными уровнями социальной коммуникации, спецификой коммуникаций в различных сферах социальной жизни.
акцентировать прагматические аспекты вербальной (устной и письменной) и невербальной коммуникации.
выработать умения и навыки эффективного взаимодействия, определяющих высокий уровень коммуникативной компетентности в сферах профессионально ориентированной коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4.1: Соотносит социологические данные с запросами и по-требностями общества и отдельных аудиторных групп
ОПК-4.2: Учитывает основные характеристики целевой аудито-рии при создании медиапроектах и (или) медиапродук-тов.
ОПК-2.1: Знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функцио-нирования и тенденции раз-вития.
ОПК-2.2: Соблюдает принцип объек-тивности в создаваемых ме-диапроектах и (или) медиа-продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные тенденции развития и общественных и государственных институтов, а также специфику современных медиакоммуникационных процессов, приемы работы в различных сферах медиакоммуникации, в том числе журналистике, PR и рекламе с соблюдением интересов и потребностей аудитории, положения и методы теории и практики медиакоммуникаций для решения социальных и профессиональных задач;
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать взаимодействие общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и(или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах; гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, применять изученные теоретические подходы для оценки и анализа медиакоммуникаций в современном обществе, применять полученные знания в практической работе в сфере медиакоммуникаций, в том числе при принятии социально-ответственных решений в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осознавать и учитывать потребности разных аудиторий в процессе подготовки развлекательных и информационных медиапродуктов; навыками управления информационной повесткой дня, рефрейминга информации, навыками работы с различными медиатехнологиями, в том числе визуальными, аудио, текстовыми (сторителлинг); навыками принятия социально-ответственных решений в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; навыками установления, поддержания и развития межличностных и деловых отношений.
навыками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВедение в теорию медиа коммуникации. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации.
1.1. Объект, предмет курса «Теория и практика медиакоммуникаций». Теория медиакоммуникации в спектре научных дисциплин. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Онтологический, гносеологический, методологический и практический аспекты теории медиакоммуникации Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Что такое медиакоммуникация? Составление портрета явления Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Объект, предмет, методология курса. Базовый категориальный аппарат научной дисциплины "Теория и практика медиакоммуникации". Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации. Эволюция и логика сменяемости парадигм. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Риторическая, семиотическая и информационно-процессная парадигма Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации (по Р. Крейгу). Эволюция и логика сменяемости парадигм Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.8. Социально-психологическая и структуралисткая парадигмы Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Антропосоциогенез и коммуникация. Основные вехи, закономерности эволюции социальной коммуникации. Коммуникативные революции. Лекции 3 6 Л1.1, Л2.1
1.10. Антропосоциогенез и социальная коммуникация. Теории происхождения языка. Коммуникативные революции Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.11. ВВедение в теорию медиа коммуникации. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации. Сам. работа 3 38 Л1.1, Л2.1
1.12. Системные, кибернетические и информационно-процессные теории коммуникации. Бихевиоризм и необихевиоризм о сущности коммуникации. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
1.13. Естественнонаучные (кибернетические, системные) теории коммуникации Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
1.14. Семиотические, лингвистические, когнитивные, интерпретативные теории коммуникации. Теории интеракционизма и символического интеракционизма. Драматургический подход. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Психологические теории медиакоммуникации: интеракционизм, бихевиоризм Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
1.16. Критические теории медиакоммуникации. Философские концепции: экзистенциализм и персонализм. Макросоциологические теории социальной коммуникации: Т. Парсонс, Н. Луман, Ю. Хабермас. Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1
1.17. Социологические, философские и культурологические теории коммуникации Практические 4 6 Л1.1, Л2.1
1.18. Структурализм и постструктурализм о сущности коммуникации. Постмодернистские представления о коммуникации. Лекции 4 6 Л1.1, Л2.1
1.19. Структурализм и постструктурализм о коммуникации. Практические 4 6 Л1.1, Л2.1
1.20. Контрольная работа по индивидуальным заданиям Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
1.21. ВВедение в теорию медиа коммуникации. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации. Сам. работа 4 34 Л1.1, Л2.1
1.22. Информация и информационная деятельность. Социальная информация. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.23. Проблемы информационной безопасности личности и общества. Информационные войны. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.24. Информация, ее виды. Социальная информация, ее виды и уровни манифестации. Теория информационного общества Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
1.25. Медиакоммуникация как процесс. Функции коммуникации. Коммуникация как структура. Виды коммуникации. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.26. Медиакоммуникация как процесс и структура. Типологический анализ коммуникации. Функции коммуникации. Функциональный анализ коммуникации Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
1.27. Контрольная работа по индивидуальным заданиям Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Семиотическая парадигма изучения социальной коммуникации
2.1. Семиотические основы коммуникации. Основные понятия семиотики. Языки коммуникаций: вербальные и невербальные средства. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Семиотика. Основные понятия семиотики. Знак, его свойства. Типология знаков. Семиотическая триада. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Семиотика. Вербальные и невербальные средства. Семиотический анализ коммуникации Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Контрольная работа по индивидуальным заданиям Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Семиотическая парадигма изучения социальной коммуникации Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Речевая коммуникация. Формы речевой коммуникации. Теория речевых актов. Устноречевая и письменноречевая коммуникация. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.7. Контакт в речевой коммуникации. Коммуникативный кодекс. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.8. Речевая коммуникация. Теория речевых актов. Прагматический анализ коммуникации Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.9. Субъекты коммуникации, их функции. Коммуникативные стили. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.10. Субъекты коммуникации. Коммуникативные стили Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.11. Модели языковой и коммуникативной личности.Референт в речевой коммуникации Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.12. Модели языковой и коммуникативной личности. Личностный анализ коммуникации Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.13. Семиотическая парадигма изучения социальной коммуникации Сам. работа 5 2 Л1.1, Л2.1
2.14. Референт в коммуникации Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.15. Уровни коммуникации: межличностная коммуникация. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.16. Внутриличностная и межличностная коммуникация Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.17. Уровни коммуникации: коммуникация в малых группах. Массовая коммуникация. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.18. Медиакоммуникация в группах / Массовая коммуникация Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.19. Сферы медиакоммуникации: организационная и межкультурная коммуникация. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.20. Организационная медиакоммуникация. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.21. Межкультурная медиакоммуникация Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.22. Контрольная работа по индивидуальным заданиям Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.23. Семиотическая парадигма изучения социальной коммуникации Сам. работа 5 97 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник М. : Дашков и Ко, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255819
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ф.И. Шарков, В.Н. Бузин ; под общ. ред. Ф.И. Шаркова Интегрированные коммуникации: массовые коммуникации и медиапланирование : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454107
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http: //www.aber.ac.uk/media/Functions/mcs.html (один из наиболее полных ресурсов по теории коммуникации)
Э2 http: //library.thinkquest.org/26451/newmenu.html (Welcome to The Evolution of Communication - здесь содержится обширная информация об истории коммуникативных систем, может служить отличным учебным материалом)
Э3 http: //cios.org/www/comweb.htm (здесь предлагают поиск по текстам в области коммуникации и журналистики)
Э4 http: //www.sovetnik.ru/default.asp (журналы по связям с общественностью)
Э5 http: //www.fom.ru/ (ресурсы фонда «Общественное мнение»)
Э6 http: //www. fep.ru/ («Фонд эффективной политики»)
Э7 http: //www.soob.ru («Технологический журнал для гуманитариев»)
Э8 Федеральный образовательный портал ЭСМ (Экономика. Социология. Менеджмент). Разделы: Социология коммуникаций. Политическая социология. Социология рекламы. Этносоциология. Социология повседневных практик. Социология пространства и города.
Э9 курс Теория и практика медиакоммуникаций https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4087
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.