МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология социального познания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология социального познания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., к.псх.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., к.псх.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса состоит в развитии социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей восприятия и познания человеком социального мира.
Задачи курса:
-познакомить студентов с основными научно-теоретическими источниками психологии социального познания;
-определить специфику социально-психологического подхода к интерпретации феноменов «социальное восприятие», «социальное познание»;
-обеспечить овладение студентами знаниями, умениями и навыками в области конструирования человеком образа социального мира;
-развивать социально-психологическую компетентность студентов;
-способствовать формированию целостной картины социального мира обучающихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять закономерности и методы науки в решении профессиональных задач
ПК-2 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и социальным группам
ПК-17 способностью осуществлять консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийный аппарат психологии социального познания; теоретические источники и основные теоретические положения психологии социального познания; процесс работы с социальной информацией; понятие и элементы картины мира человека процесс работы с социальной информацией; процесс работы с социальной информацией; понятие и элементы картины мира человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать целостное представление о картине мира человека; выделять различные элементы в целостной картине мира человека; выделять проблемы каждого этапа работы с социальной информацией; оценивать влияние принадлежности человека к различным социальным группам на содержание его картины мира анализировать ошибки каждого этапа работы с социальной информацией; оценивать влияние принадлежности человека к различным социальным группам на содержание его картины мира.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа индивидуальных, групповых, временных, средовых элементов картины мира человека; навыками выделения и анализа социальных установок, социальных представлений человека, как представителя тех или иных социальных групп; навыками анализа влияния процесс социального познания на формирование межличностных отношений между индивидами; навыками оценки влияния картины мира человека на процесс профориентации, профессионального становления и личностного роста навыками анализа влияния процесс социального познания на формирование межличностных отношений между индивидами; навыками оценки влияния картины мира человека на процесс профориентации, профессионального становления и личностного роста.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научно-теоретические основы психологии социального познания
1.1. Введение в психологию социального познания Лекции 8 1 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
1.2. Введение в психологию социального познания Практические 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
1.3. Введение в психологию социального познания Сам. работа 8 8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
1.4. Процесс атрибуции как феномен психологии социального познания. Лекции 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Процесс атрибуции как феномен психологии социального познания. Практические 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Процесс атрибуции как феномен психологии социального познания. Сам. работа 8 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Процесс конструирования картины социального мира
2.1. Производство социальной информации Лекции 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Производство социальной информации Практические 8 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Производство социальной информации Сам. работа 8 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Образ Я как элемент картины мира человека (социальная идентичность) Лекции 8 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.5. Образ Я как элемент картины мира человека (социальная идентичность) Практические 8 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.6. Образ Я как элемент картины мира человека (социальная идентичность) Сам. работа 8 6 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Образ Времени как элемент картины мира человека (временная идентичность) Лекции 8 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.8. Образ Времени как элемент картины мира человека (временная идентичность) Практические 8 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.9. Образ Времени как элемент картины мира человека (временная идентичность) Сам. работа 8 8 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.10. Образ Среды как элемент картины мира человека (средовая идентичность) Лекции 8 1
2.11. Образ Среды как элемент картины мира человека (средовая идентичность) Практические 8 2
2.12. Образ Среды как элемент картины мира человека (средовая идентичность) Сам. работа 8 6
2.13. Факторы, влияющие на конструирование картины социального мира Лекции 8 1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Факторы, влияющие на конструирование картины социального мира Практические 8 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Факторы, влияющие на конструирование картины социального мира Сам. работа 8 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Социальная психология личности: [учеб. пособие] Академия, 2009
Л1.2 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Высоков И. Е. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Болотова А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2006
Л2.4 Нестик Т. А. Социальная психология времени: Научные монографии Институт психологии РАН, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 - курс в Moodle "психология социального познания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие картин мира, наблюдать за взаимоотношениями людей в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание процессов восприятия и познания социального мира.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа механизмов и эитапов социального познания.
5. Условиями допуска к аттестации по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий.