МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-3-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 20 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 66 66 75 75 141 141
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Янчевская К.А.

Рецензент(ы):
Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.03.2015г. №271)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с концептуальными основами теории и практики массовой информации как средства массовых коммуникаций в современном обществе и базового инструмента специалистов по связям с общественностью; формирование целостного представления об информационных процессах и явлениях в современном мире; формирование навыков информационной культуры, формирование представлений о системе современных печатных и аудиовизуальных СМИ, целях и методах журналистской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
ОПК-9 способностью оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает принципы работы с информацией, способы анализа и интерспретации, жанры печатной прессы, форматы интернет-журналистики. Функции информационной и аналитической журналистики, роль публицистики. Правила написания материалов разных жанров. Систему современных СМИ; правила информационной работы со СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать основные методы медиаисследований: наблюдение, мониторинг, контент-анализ, семиотический анализ; использовать аргументацию при подготовке аналитических публикаций; использовать методы прогнозирования при подготовке аналитических публикаций. Ориентироваться в СМИ региона. Охарактеризовать медиаресурс по базовым основаниям. Анализировать информацию в СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов; Навыками создания аналитических текстов в мультимедийных форматах; Навыками применения аналитических обзоров и прогнозов в жуналистике, рекламе и PR. Навыками поиска информации в системе СМИ;
Навыками различения информационной, рекламной и имиджевой кампаний на ТВ;
Навыками подготовки информационных материалов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Массовая информация как феномен
1.1. Социальная информация и ее характеристики. Типы социальной информации. Требования к социальной информации Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы Сам. работа 3 22 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Массовая информация как вид социальной информации. Свойства массовой информации. Понятие информационной гигиены Лекции 3 1 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.8. СМИ в информационном обществе. Основные отличия от традиционных СМИ печатной эпохи. Ключевые характеристики СМИ в интернете Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.9. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.10. Окно Овертона. Базовые правила и фильтры защиты от «промывания мозга». Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.11. Интерактивная игра по материалам прессы: «верю – не верю» Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.12. Идея независимости прессы как социальный миф. Виды собственности на СМИ Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.13. Зарубежные медиахолдинги. Интерактивная презентация Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.14. Подготовка к презентации Сам. работа 3 22 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.15. Определение медиахолдинга. Виды медиахолдингов. Крупнейшие медиахолдинги России Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.16. Российские медиахолдинги. Интерактивная презентация Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.17. Правововые нормы СМИ. Закон о СМИ Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.18. Тест на знание Закона о СМИ. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.19. Подготовка к тестированию Сам. работа 3 22 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Раздел 2. Профессия - журналист
2.1. Профессия — журналист. Связь с другими профессиями. Виды печатной и мультимедийной прессы (по качеству контента, по видам целевой аудитории). Творческий акт в журналистике. Этапы подготовки журналистского материала Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Интерактивный семинар с приглашенным журналистом.Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л1.2
2.3. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы Сам. работа 4 11 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Функции телевидения. Коммуникативные характеристики ТВ. Средства выражения экранной речи. Кадр, план, ракурс, монтаж. Основные российские каналы. Классификация по географии, собственности, тематике и технологии передачи сигнала. Типы вещания. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Российские и зарубежные телеканалы. Интерактивная презентация. Интерактивный семинар «Раскадровка» Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Российские и зарубежные телеканалы. Интерактивная презентация Сам. работа 4 10 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Изобретатели телевидения. Краткая история развития ТВ в СССР. Способы подачи журналистского материала на ТВ: интервью, синопсис. Виды программ на телевидении. Классификация Г.В. Кузнецова и современные форматы Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.8. Работа с телевизионной программой. Подготовка интервью и синопсиса. Интерактивная презентация программ Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.9. Подготовка интервью и синопсиса Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. Система жанров в журналистике.
3.1. Теория журналистских жанров. Жанрообразующие признаки. Принципы создания информационных материалов в массовой прессе. Информационные материалы в качественных изданиях. Определение новости. Виды новостей. Ньюсмейкеры. Мониторинг Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Работа с информационными материалами Практические 4 6 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Проведение мониторинга Сам. работа 4 12 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. Работа по подготовке репортажа и интервью. Уличный опрос (интерактивный мастер-класс). Интерактивные презентации по анализу информационных Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Подготовка презентаций по анализу информационных сайтов Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.6. Аналитический обзор в прессе. Правила подготовки. Рецензия. PR-цели аналитической журналистики. Виды прессы по разным основаниям. Современная публицистика Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.7. Работа с аналитическими материалами. Подготовка аналитического обзора и рецензии. Мастер-класс от профессионала. Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.8. Подготовка аналитического обзора и рецензии Сам. работа 4 12 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Аудиовизуальные СМИ.
4.1. Интерактивные презентации по радиостанциям Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.2. Краткая история развития радиовещания в России. Современные форматы радиостанций. Основные средства выразительности на радио: звучащее слово, музыка, шумы, монтаж. Виды радиостанций по географии вещания, собственности, тематике, способам передачи сигнала, другим основаниям Лекции 4 4 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.3. Основные принципы программирования на радио Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.4. Анализ сетки вещания Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.5. Анализ сетки вещания Сам. работа 4 12 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.6. Определение радиопрограммы. Виды программ на радио различных форматов. Программный модуль. Новости на радио. Виды выпусков. Способы подачи информации. Профессии на телевидении. Универсальный журналист. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.7. Программный модуль. Анализ выпусков новостей Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.8. Программный модуль. Анализ выпусков новостей Сам. работа 4 10 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.9. Интерактивные презентации по социологическим теориям. Съемки новостного сюжета в командах Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
Л1.2 Киселёв, А.Г. Теорияипрактикамассовойинформации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесниченко, А. В. Техника и технология сми. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/70540EE3-8E4F-4C71-AFDE-6E711F47BFC2
Л2.2 Мансурова В. Д. Социальные сети и СМИ: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 Познин В.Ф. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. РАДИО- И ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комсомольская правда www.kp.ru
Э2 РБК www.rbc.ru
Э3 Алтапресс altapress.ru
Э4 Новости-Медуза meduza.io
Э5 BBC Русская служба www.bbc.com
Э6 «RT» — телеканал russian.rt.com
Э7 Кодекс профессиональной этики российского журналиста ruj.ru
Э8 Курс "Теория и практика массовой информации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.