МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусство деловых отношений в медиакоммуникациях
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Валюлина Е.В.;преподаватель, Логиновская А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н.,, директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Искусство деловых отношений в медиакоммуникациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., Профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., Профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является помочь студенту сформировать представление об основных принципах делового общения;научить студентов анализировать и использовать принципы делового общения в соответствующих ситуациях; уметь применять теоретические знания к анализу конкретных ситуаций и материалов;уметь проводить презентации, переговоры, выступления; писать деловые письма;эффективно участвовать в организации и проведении мероприятий делового хврактера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3.1: Знает: особенности, правила и приемы социального взаимодействия в команде; особенности поведения выделенных групп людей, с которыми осуществляет взаимодействие, учитывать их в своей деятельности; основные теории мотива-ции, лидерства; стили лидерства и воз-можности их применения в различных ситуациях.
УК-3.2: Умеет: организовать собственное социальное взаимодействие в команде; определять свою роль в команде; принимать рациональные решения и обосновывать их; планировать последовательность ша-гов для достижения заданного результата.
УК-3.3: Владеет: навыками организации работы в команде для достижения общих целей; навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии и полемики.
УК-4.1: Знает: основы деловой коммуникации, особенности ее осуществления в устной и письменной формах на русском и ино-странном(ых) языке(ах); основные типы норм современного русского литератур-ного языка; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения; правила дело-вого этикета и приемы совершенствова-ния голосоречевой техники; основные механизмы и методы формирования ими-джа делового человека.
УК-4.2: Умеет: осуществлять деловые коммуни-кации, в устной и письменной формах на русском и иностранном(ых) языке(ах); оценивать степень эффективности обще-ния, определяя причины коммуникатив-ных удач и неудач; выявлять и устранять собственные речевые ошибки; строить выступление в соответствии с замыслом речи, свободно держаться перед аудито-рией, осуществлять обратную связь с нею; анализировать цели и задачи про-цесса общения в различных ситуациях профессиональной жизни.
УК-4.3: Владеет: навыками деловой коммуника-ции в устной и письменной формах на русском и иностранном(ых) языке(ах); способами установления контактов и поддержания взаимодействия в условиях поликультурной среды; иностранным(ми) языком(ами) для реализации профессио-нальной деятельности и в ситуациях повседневного общения.
ОПК-7.1: Знает цеховые принципы социальной ответственности, типовые эффекты и последствия профессиональной деятельности.
ОПК-7.2: Осуществляет поиск кор-ректных творческих приемов при сборе, обработке и распространении информации в соответствии с общепринятыми стандартами и законами в области средств массовой информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормы устной и письменной речи русского языка (и иностранного языка), а также правила вступления в коммуникацию для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия в сфере делового общения; особенности и закономерности создания эффективной коммуникации; особенности внутренней и внешней коммуникации организации
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать нормы устной и письменной речи русского языка (и иностранного языка), а также правила вступления в коммуникацию для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия в рамках делового общения; создавать эффективную коммуникационную инфраструктуру организации; устанавливать нужные деловые связи, находить поддержку и союзников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками владения устной и письменной речью русского языка (и иностранного языка), а также правила вступления в коммуникацию для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; навыками установления доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей; налаживать внутреннюю и внешнюю коммуникации в организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
1.1. Сущность делового общения.Структура делового общения. Психология влияния в деловом общении Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Основные коммуникативные навыки Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Деловое общение в группе Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность общения Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность общения Сам. работа 2 4 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Понятие барьеров общения. Основные виды барьеров Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Понятие барьеров общения. Основные виды барьеров Сам. работа 2 4 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Позиционирование в деловом общении. Личность в деловом общении. Психологическая структура личности и практика делового общения Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Самопрезентация и позиционирование в деловом общении Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Самопрезентация и позиционирование в деловом общении Сам. работа 2 5 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Основные способы психологического воздействия в деловом общении Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Основные способы психологического воздействия в деловом общении Сам. работа 2 4 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Раздел 2. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
2.1. Деловая беседа.Деловое общение по телефону. Деловые переговоры Лекции 2 6 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Практика ведения переговоров Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Особенности ведения переговоров Сам. работа 2 4 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Особенности создания эффективной презентаци Сам. работа 2 4 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Руководитель-подчиненный. Этика профессионального поведения руководителя Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Этика профессионального поведения руководителя Сам. работа 2 4 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Конфликты в деловом общении Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Конфликты в деловом общении Сам. работа 2 4 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Взаимодействие с аудиторией в деловом выступлении: установление контакта, коммуникативный контроль, ответы на вопросы, завершение выступления Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Приемы конструктивной критики в деловом общении Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.11. Особенности конструктивной критики Сам. работа 2 4 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.12. Основные особенности телефонного общения и требования к деловому телефонному разговору Практические 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.13. Обработка возражений в деловой беседе Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.14. Документационное обеспечение делового общения Лекции 2 2 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.15. Документационное обеспечение делового общения Сам. работа 2 6 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.16. Итоговый контроль Экзамен 2 27 УК-3.1, УК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Деловое общение: Изд-во: Издательство "Дашков и К" , 2017 Электронный ресурс ЭБС Лань https://e.lanbook.com/book/93544#book_name
Л1.2 В. В. Кузнецов Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio- online.ru/book /37288DC1- 4074-4EAC- BD6C- 468AE95C7F 3B
Л1.3 Штукарева, Е.Б. Культура речи и деловое общение: учебное пособие Перо, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.А. Стернин Стернин, И.А. : Типы речевых культур : учебное пособие 2-е изд., стер. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375702
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" https://e.lanbook.com/
Э5 Деловое общение- сайт для Вашего бизнеса http://bisiness.ru/index.php?dn=communication
Э6 Курс "Искусство деловых отношений в медиакоммуникациях" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4072
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое и лабораторное занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое и лабораторное занятия позволяют развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического/лабораторного занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.