МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практика исследований медиа-аудитории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Практика исследований медиа-аудитории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.03.2015г. №271)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с основами исследовательской работы в области PR и смежных сфер социальной коммуникации для применения их на практике в виде самостоятельно проведенного научного исследования (прикладного проекта).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью ориентироваться в разнообразном потоке информации, взаимодействовать с разными организациями, учреждениями и иными источниками информации и идей для создания проектов, координировать взаимодействие с ними, используя как устную, так и письменную коммуникацию (готовить запросы, договоры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы анализа и ориентации в разнообразном потоке информации;
способы взаимодействия с исследовательскими организациями для организации исследований медиа-аудитории
технологии коммуникации с организацией-исполнителем исследования медиа-аудитории;
Сущность, специфику, основные направления социологических и маркетинговых исследований, содержание основных исследовательских проектов в социологии; методологические и методические основы социологических исследований в медиабизнесе;
структуру медиарынка, использует различные критерии его сегментации, основы медиаметрии, методики проведения медиаизмерений и построения отчетов, используемых при планировании, размещении и анализе эффективности рекламных кампаний;
основные исследовательские компании, производящие измерения аудитории, принципы и методики работы с ними, основы медиаметрии, имеет представление о программном обеспечении TNS, Mediascope
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и ориентироваться в разнообразном потоке информации;
взаимодействовать с исследовательскими организациями для организации исследований медиа-аудитории;
использовать технологии коммуникации с организацией-исполнителем исследования медиа-аудитории;
разрабатывать методологическую концепцию социологического исследования и исследовательский инструментарий;
использовать результаты социологических исследования для медиамаркетинга, анализировать данные исследований потребительских предпочтений (MMI Index), анализировать аудиторный состав медиапроектов и медиакомпаний, осуществлять анализ программного продукта медиакомпании и предпочтений ее аудитории, составлять рекомендации для медиакомпаний на основе данных медиаметрии;
работать с системами MS Office, Excel, Access; формулировать исследовательские вопросы, составлять ТЗ для медиаисследователей, осуществлять процесс разработки концепции исследования и критерии выбора методов,осуществлять выгрузку данных из БД различных исследовательских организаций и источников.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ориентации в разнообразном потоке информации, связанной с практикой исследований медиа-аудитории;
навыками взаимодействия с исследовательскими организациями для организации исследований медиа-аудитории;
навыками использования технологий коммуникации с организацией-исполнителем исследования медиа-аудитории;
навыками диагностирования исследовательской проблемы и постановки гипотез, определения значимых единиц информации, разработки методологических и методических основ социологических исследований, направленных на получение необходимой информации для принятия решений в медиабизнесе;
индустриальными методами исследований медиарынков и компаний, основными методами исследования аудитории , методами анализа рынка ТВ/радио рекламы, рекламы в СМИ;
навыками подготовки отчетов, справок, досье по исследованиям, анализа данных и подготовки презентаций для клиентов, коммуникации с сотрудниками департамента/отдела продаж, проведения пост-кампэйн анализа и осуществления медиа-планирования по запросам клиентов, подготовки отчетов по спонсорству.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы исследований медиа-аудитории
1.1. Общая характеристика исследований медиа-аудитории Лекции 7 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Общая характеристика исследованиймедиа-аудитории Практические 7 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Структура процесса исследований медиа-аудитории Лекции 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Структура процесса исследований медиа-аудитории Практические 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Специфика постановки проблемы в исследованиях медиа-аудитории Лекции 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Специфика постановки проблемы в исследованиях медиа-аудитории Практические 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Характеристика проектов исследований медиа-аудитории Лекции 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Характеристика проектов исследований медиа-аудитории Практические 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Методологические основы исследований медиа-аудитории Сам. работа 7 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Общая характеристика методов сбора и анализа данных
2.1. Качественные методы сбора данных в исследованиях медиа-аудитории Практические 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Количественные методы сбора данных в исследованиях медиа-аудитории Практические 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Формирование выборки в исследованиях медиа-аудитории Лабораторные 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Анализ данных в исследованиях медиа-аудитории Лабораторные 7 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.5. Общая характеристика методов сбора и анализа данных Сам. работа 7 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Исследовательские отчеты
3.1. Основные требования к составлению исследовательских отчетов исследованиях медиа-аудитории Лабораторные 7 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Прикладные вопросы исследований медиа-аудитории Лабораторные 7 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Исследовательские отчеты Сам. работа 7 32 ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коротков, А. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/10367DB3-7706-4F70-86B1-4A200EB731B8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; пер. Ю.В. Никуличев Медиа: введение : учебник М.: Юнити-Дана, 2015. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Mediascope. Данные исследования аудитории СМИ mediascope.net
Э2 курс "Практика исследований медиааудитории" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое и лабораторные занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.