МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Трендвотчинг
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Трендвотчинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- познакомить слушателей с основными методами и методиками трендвотчинга и прогнозирования;
- научить слушателей выявлять в потребительских предпочтениях закономерности, характеризующин общую долгосрочную тенденцию в изменениях показателей временного ряда;
- охарактеризовать систему государственных прогнозов, программ и планов социально-экономического развития в РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4.1: Соотносит социологические данные с запросами и по-требностями общества и отдельных аудиторных групп
ОПК-4.2: Учитывает основные характеристики целевой аудито-рии при создании медиапроектах и (или) медиапродук-тов.
ПК-1.1: Знает: маркетинговые тех-нологии; основные способы сбо-ра, обработки, анализа и нагляд-ного представления информации
ПК-1.2: Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудито-рии потребителей; составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов марке-тингового исследования.
ПК-1.3: Владеет навыками: поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся дан-ных ситуации на рынке продук-ции СМИ; определения целевой аудитории потребителей продук-ции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования. социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные этапы разработки интегрированных маркетингово-коммуникативных кампаний, применяющих прогностические средства; приемы ведения переговоров и презентации результатов трендвотчинг-исследования
с заказчиками маркетингово-коммуникационных кампаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет выполнять профессиональные обязанности на этапах интегрированных маркетингово-коммуникативных кампаний, применяющих прогностические средства; осуществлять под руководством ведение переговоров с заказчиками интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний, текущее взаимодействие с ними и презентацию результатов проекта с заказчиками маркетингово-коммуникационных кампаний на основе трендвотчинга.
- применять основные интуитивные и формализованные методы прогнозирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками организации управления и разделения труда при планировании и создании интегрированных маркетингово-коммуникативных кампаний, применяющих средства трендвотчинга; приемами ведения переговоров и презентации результатов проекта с заказчиками маркетингово- коммуникационных кампаний на основе результатов трендвотчинг-исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Трендвотчинг и прогнозирование
1.1. Информационное общество и отслеживание трендов. Трендвотчинг в современной культуре потребления. Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Информационное общество и отслеживание трендов. Трендвотчинг в современной культуре потребления. Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Тренд как закономерность, характеризующая общую долгосрочную тенденцию в изменениях показателей временного ряда. Лекции 6 1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Тренд как закономерность, характеризующая общую долгосрочную тенденцию в изменениях показателей временного ряда. Практические 6 1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Мена социального статуса, ролей, ценностей, установок и моделей поведения в ходе развития личности Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.6. Мена социального статуса, ролей, ценностей, установок и моделей поведения в ходе развития личности Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.7. Периодизации развития личности: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Гезелл , Л. Кольберг. Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.8. Периодизации развития личности: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Гезелл , Л. Кольберг. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.9. Критерии сегментации потребителей по возрастному параметру в маркетинге. Лекции 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.10. Критерии сегментации потребителей по возрастному параметру в маркетинге. Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.11. Критерии сегментации потребителей по возрастному параметру в маркетинге Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.12. Распространение инноваций в обществе: идеи Габриеля Тарда, «уровни принятия» Эверата Роджерса и диффузная модель инноваций Фрэнка Басса Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.13. Распространение инноваций в обществе: идеи Габриеля Тарда, «уровни принятия» Эверата Роджерса и диффузная модель инноваций Фрэнка Басса Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.14. «Теория поколений» Нейла Хоува и Вильяма Штрауса Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.15. «Теория поколений» Нейла Хоува и Вильяма Штрауса Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Основные методы прогнозирования и планирования
2.1. Основные интуитивные методы прогнозирования Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Основные интуитивные методы прогнозирования Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Основные интуитивные методы прогнозирования Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.4. Основные формализованные методы прогнозирования Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Основные формализованные методы прогнозирования Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Основные формализованные методы прогнозирования Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Система государственных прогнозов, программ и планов социально-экономического развития в РФ Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Система государственных прогнозов, программ и планов социально-экономического развития в РФ Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Система государственных прогнозов, программ и планов социально-экономического развития в РФ Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение.
Приложения
Приложение 1.   ФОС.Трендвотчинг_2020.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Умаров М. PR в реальном времени : Тренды. Кейсы. Правила: Москва: Альпина Паблишер, , 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=443019
Л1.2 Подкорытова О.А., Соколов М.В. АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/7132122F-D176-4118-AD03-D43A9FA2FF86
Л1.3 Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/EE1D03E0-11C3-4726-AB58-622E556B1BF5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антипов, К.В. Основы рекламы: учебник ЭБС «Университетская библиотека online», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454031
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Антипов, К.В. Основы рекламы : учебник / К.В. Антипов. - 3-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 326 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-94-02394-1 ; То же [Электронный ресурс]. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=454031
Э2 Акулич, М.В. Интернет-маркетинг : учебник / М.В. Акулич. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 352 с. : табл. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02474-0 ; То же [Электронный ресурс]. https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453407
Э3 Горочкин, П.П. Использование компьютерной сети Internet в маркетинговых исследованиях / П.П. Горочкин. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 91 с. - ISBN 978-5-504-00218-7 ; То же [Электронный ресурс]. https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140258
Э4 Манько, Ю.В. Социология молодежи : учебное пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. - 2-е доп. - СПб. : Издательский дом "Петрополис", 2010. - 336 с. : табл., ил. - Библиогр. в кн. - - ISBN 978-5-9676-0262-7 ; То же [Электронный ресурс]. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255793
Э5 курс Трендвотчинг https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6871
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.