МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные методы защиты экосистем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_ТБ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 14 14 14 14
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Темерев С.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Инновационные методы защиты экосистем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №210)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., профессор, д.х.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев С.В., профессор, д.х.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о теоретических основах химико-аналитического контроля и решаемых аналитических задач при их использовании в профессиональной научно-исследовательской и производственной деятельности в области экологического мониторинга живых и техносферных систем;
закрепление, обобщение, углубление и расширение химических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, приобретение новых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для изучения специальных технологических дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью моделировать, упрощать, адекватно представлять, сравнивать, использовать известные решения в новом приложении, качественно оценивать количественные результаты, их математически формулировать
ПК-9 способностью создавать модели новых систем защиты человека и среды обитания
ПК-10 способностью анализировать, оптимизировать и применять современные информационные технологии при решении научных задач
ПК-11 способностью идентифицировать процессы и разрабатывать их рабочие модели, интерпретировать математические модели в нематематическое содержание, определять допущения и границы применимости модели, математически описывать экспериментальные данные и определять их физическую сущность, делать качественные выводы из количественных данных, осуществлять машинное моделирование изучаемых процессов
ПК-19 умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания
ПК-22 способностью организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональные функции при работе в коллективе;
организацию охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики4
основы безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
методы организации, планирования и реализации работы исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
классификацию источников антропогенного загрязнения объектов окружающей среды; основные физико-химические процессы, протекающие в среде, циклы трансформаций веществ;
научные основы безопасности жизнедеятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять профессиональные функции при работе в коллективе;
организовать охрану труда, охрану окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики4
оценивать безопасность различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
определять приоритетную область накопления химических веществ в объектах окружающей среды; проводить измерения уровней опасностей в объектах среды обитания, анализировать полученные результаты;
использовать законы и методы математики при решении профессиональных задач в области оценки рисков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональными функциями при работе в коллективе;
технологиями организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики;
методами обеспечения безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
навыками организации, планирования и реализации работы исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
навыками идентификации и оценки антропогенного воздействия на атмосферу, гидросферу, литосферу;
навыками сравнительного анализа эффективности методов математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Инновационные методы защиты экоситем
1.1. Водные экосистемы как объект химико-аналитического контроля. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Подготовка образцов к анализу. Химический состав компонентов живых и техносферных систем. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. «Сухое» и «мокрое» озоление. Современные системы подготовки биологических образцов к анализу инструментальными методами. Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Методы отбора образцов воды, взвесей, донных осадков и биологических образцов экосистем. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Приоритетные токсиканты экосистем. Методы аналитического контроля лабильных показателей химического состава живых и техносферных систем. Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Инструментальные методы анализа неорганических токсикантов в природных водах. Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Классификация природных вод по величине общей минерализации. Практические 3 4 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Вода, воздух и почва как объекты химико-аналитического контроля Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Особенности отбора и подготовки образцов почв. А,В,С генетические горизонты почвенного профиля в биогеохимии. Методы химико-аналитического контроля биогенных элементов в биогеохимии. Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Методы определения тяжелых металлов на границе почва–растение. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Экстракционно-инструментальные методы аналитического контроля химических показателей экосистем. Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Высокоэффективная жидкостная хроматография – эффективный метод химико-аналитического контроля качества природных систем. Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Гибридные методы анализа - основа химико-аналитического контроля состояния экосистем. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Рентгенофлуоресцентный, гамма-спектрометрический методы аналитического контроля безопасности техносферных объектов. Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Методы масс-спектрометрии в химико-аналитическом контроле экологической безопасности техносферных систем. Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Электрохимические сенсоры в системах химико-аналитического контроля химического состава вод. Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Методы вольтамперометрии в системах химико-аналитического контроля состояния водных экосистем. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Атомная спектрометрия – эффективный метод химико-аналитического контроля состояния экосистем. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Методы титриметрии в аналитическом контроле химического состава экосистем. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Эмиссионная спектрометрия – эффективный метод химико-аналитического контроля состояния экосистем. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Определение общих фихико-химических показателей воды (pH, Eh). Лабораторные 3 2 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Определение растворенного кислорода методом Винклера и биохимического потребления кислорода. Лабораторные 3 4 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Определение цинка в воде атомно-абсорбционным методом. Лабораторные 3 4 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Определение катионов тяжелых металлов меди, свинца, кадмия и цинка в природном объекте методом инверсионной вольтамперометри Лабораторные 3 4 ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств закреплен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова Э. А., Гайдукова Н. Г. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В 2 КНИГАХ. КНИГА 1. ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Александрова Э. А., Гайдукова Н. Г. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В 2 КНИГАХ. КНИГА 2. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина. Аналитическая химия в 3-х томах. Т.1 Методы идентификации и определения веществ. -575с. Т.2 Методы разделения веществ и гибридные методы анализа. -300 с. Т.3 Химический анализ. -365 с.: учебник для студентов высших учебных заведений/И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина.- М.: Издательский центр «Академия».- 2008: учебник для студентов высших учебных заведений М.: Издательский центр «Академия»., 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не используются
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.