Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.04.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Комплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 20_04_01_ТБ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Лабораторные | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев С.В., профессор, д.х.н.
1.1. | формирование представлений о теоретических основах химико-аналитического контроля и решаемых аналитических задач при их использовании в профессиональной научно-исследовательской и производственной деятельности в области экологического мониторинга живых и техносферных систем; закрепление, обобщение, углубление и расширение химических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, приобретение новых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для изучения специальных технологических дисциплин. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-5 | способностью моделировать, упрощать, адекватно представлять, сравнивать, использовать известные решения в новом приложении, качественно оценивать количественные результаты, их математически формулировать |
ПК-9 | способностью создавать модели новых систем защиты человека и среды обитания |
ПК-10 | способностью анализировать, оптимизировать и применять современные информационные технологии при решении научных задач |
ПК-11 | способностью идентифицировать процессы и разрабатывать их рабочие модели, интерпретировать математические модели в нематематическое содержание, определять допущения и границы применимости модели, математически описывать экспериментальные данные и определять их физическую сущность, делать качественные выводы из количественных данных, осуществлять машинное моделирование изучаемых процессов |
ПК-19 | умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания |
ПК-22 | способностью организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональные функции при работе в коллективе; организацию охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики4 основы безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях; методы организации, планирования и реализации работы исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды; классификацию источников антропогенного загрязнения объектов окружающей среды; основные физико-химические процессы, протекающие в среде, циклы трансформаций веществ; научные основы безопасности жизнедеятельности; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выполнять профессиональные функции при работе в коллективе; организовать охрану труда, охрану окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики4 оценивать безопасность различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях; организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды; определять приоритетную область накопления химических веществ в объектах окружающей среды; проводить измерения уровней опасностей в объектах среды обитания, анализировать полученные результаты; использовать законы и методы математики при решении профессиональных задач в области оценки рисков. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | профессиональными функциями при работе в коллективе; технологиями организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики; методами обеспечения безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях; навыками организации, планирования и реализации работы исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды; навыками идентификации и оценки антропогенного воздействия на атмосферу, гидросферу, литосферу; навыками сравнительного анализа эффективности методов математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Инновационные методы защиты экоситем | ||||||
1.1. | Водные экосистемы как объект химико-аналитического контроля. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Подготовка образцов к анализу. Химический состав компонентов живых и техносферных систем. | Практические | 3 | 2 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | «Сухое» и «мокрое» озоление. Современные системы подготовки биологических образцов к анализу инструментальными методами. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Методы отбора образцов воды, взвесей, донных осадков и биологических образцов экосистем. | Практические | 3 | 2 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Приоритетные токсиканты экосистем. Методы аналитического контроля лабильных показателей химического состава живых и техносферных систем. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Инструментальные методы анализа неорганических токсикантов в природных водах. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Классификация природных вод по величине общей минерализации. | Практические | 3 | 4 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Вода, воздух и почва как объекты химико-аналитического контроля | Лекции | 3 | 2 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Особенности отбора и подготовки образцов почв. А,В,С генетические горизонты почвенного профиля в биогеохимии. Методы химико-аналитического контроля биогенных элементов в биогеохимии. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Методы определения тяжелых металлов на границе почва–растение. | Практические | 3 | 2 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Экстракционно-инструментальные методы аналитического контроля химических показателей экосистем. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Высокоэффективная жидкостная хроматография – эффективный метод химико-аналитического контроля качества природных систем. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Гибридные методы анализа - основа химико-аналитического контроля состояния экосистем. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.14. | Рентгенофлуоресцентный, гамма-спектрометрический методы аналитического контроля безопасности техносферных объектов. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.15. | Методы масс-спектрометрии в химико-аналитическом контроле экологической безопасности техносферных систем. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.16. | Электрохимические сенсоры в системах химико-аналитического контроля химического состава вод. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.17. | Методы вольтамперометрии в системах химико-аналитического контроля состояния водных экосистем. | Практические | 3 | 2 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.18. | Атомная спектрометрия – эффективный метод химико-аналитического контроля состояния экосистем. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.19. | Методы титриметрии в аналитическом контроле химического состава экосистем. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.20. | Эмиссионная спектрометрия – эффективный метод химико-аналитического контроля состояния экосистем. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.21. | Определение общих фихико-химических показателей воды (pH, Eh). | Лабораторные | 3 | 2 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.22. | Определение растворенного кислорода методом Винклера и биохимического потребления кислорода. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.23. | Определение цинка в воде атомно-абсорбционным методом. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.24. | Определение катионов тяжелых металлов меди, свинца, кадмия и цинка в природном объекте методом инверсионной вольтамперометри | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств закреплен в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Александрова Э. А., Гайдукова Н. Г. | АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В 2 КНИГАХ. КНИГА 1. ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Александрова Э. А., Гайдукова Н. Г. | АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В 2 КНИГАХ. КНИГА 2. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина. | Аналитическая химия в 3-х томах. Т.1 Методы идентификации и определения веществ. -575с. Т.2 Методы разделения веществ и гибридные методы анализа. -300 с. Т.3 Химический анализ. -365 с.: учебник для студентов высших учебных заведений/И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина.- М.: Издательский центр «Академия».- 2008: учебник для студентов высших учебных заведений | М.: Издательский центр «Академия»., 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Не используются | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении. |