МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Реставрация памятников искусства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, старший преподаватель, Булгаева Г.Д.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Реставрация памятников искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с теорией и практикой реставрационного дела, методами реставрации, видами исследования, описания, фиксирования сведений о памятниках искусства в процессе их консервации и реставрации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-содержание основных требований к реставрации произведений живописи;
-базовую терминологию данной сферы;
-основной фактический материал по содержанию курса;
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать фактическое состояние произведений искусства на основе историкоискусствоведческого материала;
-разрабатывать и реализовывать стратегию самообразования и самостоятельных работ; создавать визуально-дидактические инструменты по программе курса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками и приемами анализа произведений искусства.
- навыками проведения исследований, в том числе архивной работы в области изучения истории искусств
- владение методами паспортизации и технологического исследования памятников,
- приемами реставрации в различных видах искусства (графика и книга, интерьер, живопись, прикладное искусство)
- навыками хронологического и стилистического исследования произведений искусства и художественного процесса в целом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реставрация как наука, становление, развитие, теоритическая основа
1.1. Основы реставрации и консервации памятников Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основы реставрации и консервации памятников. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала; работа с терминами) Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Историческое формирование научной реставрации (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала) Сам. работа 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Реставрационные центры, современное положение. Реставрация в системе образования. Реставраторы Сибири Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Реставрационные центры, современное положение. Реставрация в системе образования. Реставраторы Сибири Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала) Сам. работа 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Технико-технологический аспект. Методы исследования.
2.1. Технология создания произведений: масляная, темперная живопись Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Технология создания произведений: масляная, темперная живопись. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала; работа с терминами). Практические 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Технология создания произведений: энкаустика, фреска. Практические 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Технология создания произведений: энкаустика, фреска. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Материалы памятников: дерево, ткань, бумага, металл. Обработка металла, бумаги. Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Материалы памятников: дерево, ткань, бумага, металл. Обработка металла, бумаги (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Изучение сохранности памятников. Методы исследования и фиксирование наблюдений. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку Сам. работа 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Практические операции реставрации. Профилактика.
3.1. Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы Сам. работа 10 12 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Раскрытие живописи. Подведение левкаса, тонировки. Метод реконструкции. Практические 10 8 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Раскрытие живописи. Подведение левкаса, тонировки. Метод реконструкции. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала. Сам. работа 10 10 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Документирование реставрационного процесса, реставрации памятников живописи, архитектуры. Профилактика разрушений произведений искусства. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Практические 10 8 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Реставрационный дизайн. Оценка качества реставрации памятников. Экспертиза.(Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 10 16 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Проблемы реставрационной эстетики. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 10 16 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
См. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фармаковский, М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций : Учебное пособие Москва : Типография "Красный печатник, , 1947 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230221
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учебное пособие Изд-во Алт.ун-та, 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/4980
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клокова Г.С. Реставрация произведений станковой темперной живописи: учебное пособие для высших учебных заведений ПСТГУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494979
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства Реставрация памятников живописи: [программа] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/4919/book.pdf?sequence=1&isAllowed=y
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://art-con.ru
Э2 эл. курс в Мудл Реставрация памятников искусства https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3561
Э3 http://www.icon-art.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. в приложении