МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Начертательная геометрия. Инженерная графика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 22 22 36 36
Лабораторные 14 14 18 18 32 32
Практические 10 10 8 8 18 18
Сам. работа 34 34 69 69 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Мозговой Н.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Начертательная геометрия. Инженерная графика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., доцент, Темерев С.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент, Темерев С.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения элементов начертательной геометрии – развитие пространственного представления, изучения свойств различных геометрических объектов, а также правил построения и чтения чертежей.
Цель изучения технического черчения – формирование основных знаний по графическому отображению деталей и простых сборочных единиц: изучение правил и стандартов графического оформления технической документации на основные объекты проектирования в соответствии со специальностью.
Основная задача дисциплины – изучение и практическое освоение методов выполнения чертежей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-20: готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях и навыках геометрии и черчении.
метод построения проекций геометрических объектов и приобрести навыки восприятия и представления в объемном виде геометрического объекта по его проекциям;
основные правила выполнения и чтения чертежей технических объектов (элементов деталей, деталей, соединения деталей и сборочных единиц);
основные правила и нормы выполнения чертежей, установленные стандартами ЕСКД; развить пространственные представления;
3.2.Уметь:
3.2.1.читать и самостоятельно выполнять чертежи различных изделий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с системой геометрических объектов (точка, линия, поверхность, тело) и основными операциями геометрического моделирования;
теоретическими основами и закономерностями построения и чтения отдельных изображений и чертежей геометрических объектов (точек, прямых, плоскостей, наиболее употребляемых кривых линий, поверхностей и объёмных тел);
основными положениями иерархической структуры объектов машиностроения (машина, узел, сборка, деталь, функциональный элемент), принципами формирования деталей из элементов, сборок из деталей, узлов из сборок;
правилами и стандартами изображения технических объектов на чертежах;
правилами нанесения размеров элементов, деталей и узлов;
правилами оформления конструкторской документации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые геометрические объекты. Методы проецирования. Плоскость
1.1. Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. Лекции 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. Практические 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
1.3. Чертеж Монжа. Образование чертежа на двух и трех плоскостях проекции. Координатный метод задания точки на чертеже. Лабораторные 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
1.4. Плоскость. Задание плоскости на чертеже. Расположение плоскости относительно плоскостей проекций. Главные линии плоскости. Позиционные задачи на плоскости. Сам. работа 1 6 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Способы преобразования проекций
2.1. Способы преобразования проекций Лекции 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
2.2. Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. Практические 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
2.3. Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. Лабораторные 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
2.4. Вращение вокруг проецирующей оси. Вращение вокруг линий уровня. Сам. работа 1 8 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Поверхности
3.1. Классификация поверхностей. Принцип образования поверхностей. Определитель и закон каркаса поверхности. Точка на поверхности. Лекции 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
3.2. Классификация поверхностей. Принцип образования поверхностей. Определитель и закон каркаса поверхности. Точка на поверхности. Практические 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
3.3. Линейчатые поверхности. Линейчатые развертываемые поверхности. Поверхности с плоскостью параллелизма. Лабораторные 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
3.4. Винтовые поверхности. Прямая, наклонная, конволютный и развертываемый геликоиды. Поверхность вращения. Свойства основных поверхностей вращения. Сам. работа 1 8 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Геометрическое черчение
4.1. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Лекции 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
4.2. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Практические 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
4.3. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Лабораторные 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
4.4. Уклон, конусность, лекальные кривые, сопряжения Сам. работа 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Проекционное черчение
5.1. Проекционное черчение Лекции 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
5.2. Виды. Разрезы. Сечения. Лабораторные 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
5.3. Построение третьей проекции по двум заданным. Аксонометрические проекции. Сам. работа 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Соединения деталей
6.1. Соединения деталей Практические 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
6.2. Соединение деталей Лабораторные 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
6.3. Разъемные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые. Крепежные изделия. Сам. работа 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
6.4. Зачет 1 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Эскизирование деталей
7.1. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Лекции 2 6 ПК-20 Л2.1, Л2.2
7.2. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Практические 2 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
7.3. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Лабораторные 2 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
7.4. Технический рисунок Сам. работа 2 24 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Сборочные единицы
8.1. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Лекции 2 10 ПК-20 Л2.1, Л2.2
8.2. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Практические 2 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
8.3. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Лабораторные 2 8 ПК-20 Л2.1, Л2.2
8.4. Спецификация. Сам. работа 2 25 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Деталирование чертежа общего вида
9.1. Деталирование чертежа общего вида Лекции 2 6 ПК-20 Л2.1, Л2.2
9.2. Рабочие чертежи деталей. Требования к рабочим чертежам Практические 2 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
9.3. Деталирование чертежа общего вида Лабораторные 2 6 ПК-20 Л2.1, Л2.2
9.4. Нанесение размеров на рабочем чертеже. Сам. работа 2 20 ПК-20 Л2.1, Л2.2
9.5. Экзамен 2 27 ПК-20 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания размещены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алдохина Н. П., Вихрова Т. В. Начертательная геометрия. Инженерная графика: Учебная литература для ВУЗов СПбГАУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=471830
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. А. Чекмарев Начертательная геометрия и черчение: учебник для прикладного бакалавриата ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/58CD4664-C96E-4ABA-A000-12F5080C223D.
Л2.2 В.В. Дергач, И.Г. Борисенко, А.К. Толстихин Начертательная геометрия : учебник Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364555
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Начертательная геометрия. Инженерная графика https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5359
6.3. Перечень программного обеспечения
Антивирус КасперскогоSecurity RE 1500-2499 SN: 17E0-180619-066044 890-369 (до 2022);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61848418 от 24.04.2013 (бессрочно);
3D Canvashttp://amabilis.com/products/, (бессрочно);
Blender https://www.blender.org/about/license/, (бессрочно);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt, (бессрочно);
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно);
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses, (бессрочно);
Библиотека MPICH2http://www.mpich.org/downloads/, (бессрочно);
Компас график LT 5.9 http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf, (бессрочно);
DjVu reader http://djvureader.org/, (бессрочно);
Smart Notebook http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/ , (бессрочно);
QTEPLOT http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html, (бессрочно);
NETBEANS https://netbeans.org/about/legal/index.html, (бессрочно);
CMAP TOOLS https://cmap.ihmc.us/donate/, (бессрочно);
Пакет статистического анализа R с Cairo, ggplot2, ggvis, pcaPP, pls, robustbase, rrcovHD, tidyr, UsingR http://www.r-project.org/ , (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.
Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо воспользоваться материалами основной и дополнительной учебной литературы, конспектами лекций, внимательно изучить задание, определить круг вопросов. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
Вопросы по подготовке к (семинарскому) занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Подготовка к лабораторным работам: лабораторное занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, направленная на творческое усвоение теоретических основ учебной дисциплины и получение практических навыков исследования путем постановки, проведения, обработки и представления результатов эксперимента на основе практического использования различных средств (наблюдения, измерения, контроля, вычислительной техники), приобретения навыков опыта творческой деятельности.
Цель лабораторного занятия – практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемой дисциплины при использовании специальных средств.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторным работам, оформлению отчетов и защите лабораторных работ включает проработку и анализ теоретического материала, описание проделанной экспериментальной работы с приложением графиков, таблиц, расчетов, а также самоконтроль знаний по теме лабораторной работы с помощью контрольных вопросов и заданий.
Каждый студент ведет рабочую тетрадь или портфолио с видами графических работ, оформление которых должно отвечать предъявляемым требованиям. При подготовке к лабораторным занятиям необходимо заранее изучить методические рекомендации по его проведению. Обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы занятия.
В случае отсутствия на занятии студент должен отработать его в специально отведенное для этого время (по графику отработок пропущенных занятий, который вывешивается на доске объявлений в лаборатории). Под руководством преподавателя исправить допущенные ошибки в содержании и оформлении тетради и представить ее на проверку.