МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Начертательная геометрия. Инженерная графика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 22 22 36 36
Лабораторные 14 14 18 18 32 32
Практические 10 10 8 8 18 18
Сам. работа 34 34 69 69 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Мозговой Н.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Начертательная геометрия. Инженерная графика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., доцент, Темерев С.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент, Темерев С.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения элементов начертательной геометрии – развитие пространственного представления, изучения свойств различных геометрических объектов, а также правил построения и чтения чертежей.
Цель изучения технического черчения – формирование основных знаний по графическому отображению деталей и простых сборочных единиц: изучение правил и стандартов графического оформления технической документации на основные объекты проектирования в соответствии со специальностью.
Основная задача дисциплины – изучение и практическое освоение методов выполнения чертежей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-20: готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях и навыках геометрии и черчении.
метод построения проекций геометрических объектов и приобрести навыки восприятия и представления в объемном виде геометрического объекта по его проекциям;
основные правила выполнения и чтения чертежей технических объектов (элементов деталей, деталей, соединения деталей и сборочных единиц);
основные правила и нормы выполнения чертежей, установленные стандартами ЕСКД; развить пространственные представления;
3.2.Уметь:
3.2.1.читать и самостоятельно выполнять чертежи различных изделий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с системой геометрических объектов (точка, линия, поверхность, тело) и основными операциями геометрического моделирования;
теоретическими основами и закономерностями построения и чтения отдельных изображений и чертежей геометрических объектов (точек, прямых, плоскостей, наиболее употребляемых кривых линий, поверхностей и объёмных тел);
основными положениями иерархической структуры объектов машиностроения (машина, узел, сборка, деталь, функциональный элемент), принципами формирования деталей из элементов, сборок из деталей, узлов из сборок;
правилами и стандартами изображения технических объектов на чертежах;
правилами нанесения размеров элементов, деталей и узлов;
правилами оформления конструкторской документации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые геометрические объекты. Методы проецирования. Плоскость
1.1. Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. Лекции 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. Практические 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
1.3. Чертеж Монжа. Образование чертежа на двух и трех плоскостях проекции. Координатный метод задания точки на чертеже. Лабораторные 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
1.4. Плоскость. Задание плоскости на чертеже. Расположение плоскости относительно плоскостей проекций. Главные линии плоскости. Позиционные задачи на плоскости. Сам. работа 1 6 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Способы преобразования проекций
2.1. Способы преобразования проекций Лекции 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
2.2. Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. Практические 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
2.3. Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. Лабораторные 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
2.4. Вращение вокруг проецирующей оси. Вращение вокруг линий уровня. Сам. работа 1 8 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Поверхности
3.1. Классификация поверхностей. Принцип образования поверхностей. Определитель и закон каркаса поверхности. Точка на поверхности. Лекции 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
3.2. Классификация поверхностей. Принцип образования поверхностей. Определитель и закон каркаса поверхности. Точка на поверхности. Практические 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
3.3. Линейчатые поверхности. Линейчатые развертываемые поверхности. Поверхности с плоскостью параллелизма. Лабораторные 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
3.4. Винтовые поверхности. Прямая, наклонная, конволютный и развертываемый геликоиды. Поверхность вращения. Свойства основных поверхностей вращения. Сам. работа 1 8 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Геометрическое черчение
4.1. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Лекции 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
4.2. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Практические 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
4.3. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Лабораторные 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
4.4. Уклон, конусность, лекальные кривые, сопряжения Сам. работа 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Проекционное черчение
5.1. Проекционное черчение Лекции 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
5.2. Виды. Разрезы. Сечения. Лабораторные 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
5.3. Построение третьей проекции по двум заданным. Аксонометрические проекции. Сам. работа 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Соединения деталей
6.1. Соединения деталей Практические 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
6.2. Соединение деталей Лабораторные 1 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
6.3. Разъемные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые. Крепежные изделия. Сам. работа 1 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
6.4. Зачет 1 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Эскизирование деталей
7.1. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Лекции 2 6 ПК-20 Л2.1, Л2.2
7.2. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Практические 2 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
7.3. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Лабораторные 2 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
7.4. Технический рисунок Сам. работа 2 24 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Сборочные единицы
8.1. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Лекции 2 10 ПК-20 Л2.1, Л2.2
8.2. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Практические 2 2 ПК-20 Л2.1, Л2.2
8.3. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Лабораторные 2 8 ПК-20 Л2.1, Л2.2
8.4. Спецификация. Сам. работа 2 25 ПК-20 Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Деталирование чертежа общего вида
9.1. Деталирование чертежа общего вида Лекции 2 6 ПК-20 Л2.1, Л2.2
9.2. Рабочие чертежи деталей. Требования к рабочим чертежам Практические 2 4 ПК-20 Л2.1, Л2.2
9.3. Деталирование чертежа общего вида Лабораторные 2 6 ПК-20 Л2.1, Л2.2
9.4. Нанесение размеров на рабочем чертеже. Сам. работа 2 20 ПК-20 Л2.1, Л2.2
9.5. Экзамен 2 27 ПК-20 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания размещены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алдохина Н. П., Вихрова Т. В. Начертательная геометрия. Инженерная графика: Учебная литература для ВУЗов СПбГАУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=471830
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. А. Чекмарев Начертательная геометрия и черчение: учебник для прикладного бакалавриата ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/58CD4664-C96E-4ABA-A000-12F5080C223D.
Л2.2 В.В. Дергач, И.Г. Борисенко, А.К. Толстихин Начертательная геометрия : учебник Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364555
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Начертательная геометрия. Инженерная графика https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5359
6.3. Перечень программного обеспечения
Антивирус КасперскогоSecurity RE 1500-2499 SN: 17E0-180619-066044 890-369 (до 2022);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61848418 от 24.04.2013 (бессрочно);
3D Canvashttp://amabilis.com/products/, (бессрочно);
Blender https://www.blender.org/about/license/, (бессрочно);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt, (бессрочно);
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно);
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses, (бессрочно);
Библиотека MPICH2http://www.mpich.org/downloads/, (бессрочно);
Компас график LT 5.9 http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf, (бессрочно);
DjVu reader http://djvureader.org/, (бессрочно);
Smart Notebook http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/ , (бессрочно);
QTEPLOT http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html, (бессрочно);
NETBEANS https://netbeans.org/about/legal/index.html, (бессрочно);
CMAP TOOLS https://cmap.ihmc.us/donate/, (бессрочно);
Пакет статистического анализа R с Cairo, ggplot2, ggvis, pcaPP, pls, robustbase, rrcovHD, tidyr, UsingR http://www.r-project.org/ , (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.
Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо воспользоваться материалами основной и дополнительной учебной литературы, конспектами лекций, внимательно изучить задание, определить круг вопросов. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
Вопросы по подготовке к (семинарскому) занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Подготовка к лабораторным работам: лабораторное занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, направленная на творческое усвоение теоретических основ учебной дисциплины и получение практических навыков исследования путем постановки, проведения, обработки и представления результатов эксперимента на основе практического использования различных средств (наблюдения, измерения, контроля, вычислительной техники), приобретения навыков опыта творческой деятельности.
Цель лабораторного занятия – практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемой дисциплины при использовании специальных средств.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторным работам, оформлению отчетов и защите лабораторных работ включает проработку и анализ теоретического материала, описание проделанной экспериментальной работы с приложением графиков, таблиц, расчетов, а также самоконтроль знаний по теме лабораторной работы с помощью контрольных вопросов и заданий.
Каждый студент ведет рабочую тетрадь или портфолио с видами графических работ, оформление которых должно отвечать предъявляемым требованиям. При подготовке к лабораторным занятиям необходимо заранее изучить методические рекомендации по его проведению. Обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы занятия.
В случае отсутствия на занятии студент должен отработать его в специально отведенное для этого время (по графику отработок пропущенных занятий, который вывешивается на доске объявлений в лаборатории). Под руководством преподавателя исправить допущенные ошибки в содержании и оформлении тетради и представить ее на проверку.