Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 21 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 22 | 22 | 36 | 36 |
Лабораторные | 14 | 14 | 18 | 18 | 32 | 32 |
Практические | 10 | 10 | 8 | 8 | 18 | 18 |
Сам. работа | 34 | 34 | 69 | 69 | 103 | 103 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент, Темерев С.В.
1.1. | Цель изучения элементов начертательной геометрии – развитие пространственного представления, изучения свойств различных геометрических объектов, а также правил построения и чтения чертежей. Цель изучения технического черчения – формирование основных знаний по графическому отображению деталей и простых сборочных единиц: изучение правил и стандартов графического оформления технической документации на основные объекты проектирования в соответствии со специальностью. Основная задача дисциплины – изучение и практическое освоение методов выполнения чертежей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ПК-8 | способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных понятиях и навыках геометрии и черчении. метод построения проекций геометрических объектов и приобрести навыки восприятия и представления в объемном виде геометрического объекта по его проекциям; основные правила выполнения и чтения чертежей технических объектов (элементов деталей, деталей, соединения деталей и сборочных единиц); основные правила и нормы выполнения чертежей, установленные стандартами ЕСКД; развить пространственные представления; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | читать и самостоятельно выполнять чертежи различных изделий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с системой геометрических объектов (точка, линия, поверхность, тело) и основными операциями геометрического моделирования; теоретическими основами и закономерностями построения и чтения отдельных изображений и чертежей геометрических объектов (точек, прямых, плоскостей, наиболее употребляемых кривых линий, поверхностей и объёмных тел); основными положениями иерархической структуры объектов машиностроения (машина, узел, сборка, деталь, функциональный элемент), принципами формирования деталей из элементов, сборок из деталей, узлов из сборок; правилами и стандартами изображения технических объектов на чертежах; правилами нанесения размеров элементов, деталей и узлов; правилами оформления конструкторской документации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Базовые геометрические объекты. Методы проецирования. Плоскость | ||||||
1.1. | Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Чертеж Монжа. Образование чертежа на двух и трех плоскостях проекции. Координатный метод задания точки на чертеже. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Плоскость. Задание плоскости на чертеже. Расположение плоскости относительно плоскостей проекций. Главные линии плоскости. Позиционные задачи на плоскости. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Способы преобразования проекций | ||||||
2.1. | Способы преобразования проекций | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Вращение вокруг проецирующей оси. Вращение вокруг линий уровня. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Поверхности | ||||||
3.1. | Классификация поверхностей. Принцип образования поверхностей. Определитель и закон каркаса поверхности. Точка на поверхности. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Классификация поверхностей. Принцип образования поверхностей. Определитель и закон каркаса поверхности. Точка на поверхности. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Линейчатые поверхности. Линейчатые развертываемые поверхности. Поверхности с плоскостью параллелизма. | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Винтовые поверхности. Прямая, наклонная, конволютный и развертываемый геликоиды. Поверхность вращения. Свойства основных поверхностей вращения. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Геометрическое черчение | ||||||
4.1. | Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Уклон, конусность, лекальные кривые, сопряжения | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Проекционное черчение | ||||||
5.1. | Проекционное черчение | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Виды. Разрезы. Сечения. | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Построение третьей проекции по двум заданным. Аксонометрические проекции. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Соединения деталей | ||||||
6.1. | Соединения деталей | Практические | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Соединение деталей | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Разъемные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые. Крепежные изделия. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.4. | Зачет | 1 | 0 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 7. Эскизирование деталей | ||||||
7.1. | Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. | Лекции | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.3. | Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.4. | Технический рисунок | Сам. работа | 2 | 24 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 8. Сборочные единицы | ||||||
8.1. | Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. | Лекции | 2 | 10 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.2. | Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.3. | Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.4. | Спецификация. | Сам. работа | 2 | 25 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 9. Деталирование чертежа общего вида | ||||||
9.1. | Деталирование чертежа общего вида | Лекции | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
9.2. | Рабочие чертежи деталей. Требования к рабочим чертежам | Практические | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
9.3. | Деталирование чертежа общего вида | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
9.4. | Нанесение размеров на рабочем чертеже. | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
9.5. | Экзамен | 2 | 27 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания размещены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С.А. Фролов | Начертательная геометрия: учебник | [М.]: ИНФРА-М, 2008 | |
Л1.2 | Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. | Инженерная и компьютерная графика: учеб. для вузов | М.: Академия, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.В. Дергач, И.Г. Борисенко, А.К. Толстихин | Начертательная геометрия : учебник | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364555 |
Л2.2 | А. А. Чекмарев | Начертательная геометрия и черчение: учебник для прикладного бакалавриата | ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/58CD4664-C96E-4ABA-A000-12F5080C223D. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Начертательная геометрия. Инженерная графика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя. Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия. |