МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Начертательная геометрия. Инженерная графика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 22 22 36 36
Лабораторные 14 14 18 18 32 32
Практические 10 10 8 8 18 18
Сам. работа 34 34 69 69 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Мозговой Н.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Начертательная геометрия. Инженерная графика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., доцент, Темерев С.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент, Темерев С.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения элементов начертательной геометрии – развитие пространственного представления, изучения свойств различных геометрических объектов, а также правил построения и чтения чертежей.
Цель изучения технического черчения – формирование основных знаний по графическому отображению деталей и простых сборочных единиц: изучение правил и стандартов графического оформления технической документации на основные объекты проектирования в соответствии со специальностью.
Основная задача дисциплины – изучение и практическое освоение методов выполнения чертежей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях и навыках геометрии и черчении.
метод построения проекций геометрических объектов и приобрести навыки восприятия и представления в объемном виде геометрического объекта по его проекциям;
основные правила выполнения и чтения чертежей технических объектов (элементов деталей, деталей, соединения деталей и сборочных единиц);
основные правила и нормы выполнения чертежей, установленные стандартами ЕСКД; развить пространственные представления;
3.2.Уметь:
3.2.1.читать и самостоятельно выполнять чертежи различных изделий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с системой геометрических объектов (точка, линия, поверхность, тело) и основными операциями геометрического моделирования;
теоретическими основами и закономерностями построения и чтения отдельных изображений и чертежей геометрических объектов (точек, прямых, плоскостей, наиболее употребляемых кривых линий, поверхностей и объёмных тел);
основными положениями иерархической структуры объектов машиностроения (машина, узел, сборка, деталь, функциональный элемент), принципами формирования деталей из элементов, сборок из деталей, узлов из сборок;
правилами и стандартами изображения технических объектов на чертежах;
правилами нанесения размеров элементов, деталей и узлов;
правилами оформления конструкторской документации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые геометрические объекты. Методы проецирования. Плоскость
1.1. Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. Лекции 1 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Введение. Предмет начертательной геометрии. Методы проецирования. Центральное, параллельное и ортогональное проецирование. Практические 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Чертеж Монжа. Образование чертежа на двух и трех плоскостях проекции. Координатный метод задания точки на чертеже. Лабораторные 1 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Плоскость. Задание плоскости на чертеже. Расположение плоскости относительно плоскостей проекций. Главные линии плоскости. Позиционные задачи на плоскости. Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Способы преобразования проекций
2.1. Способы преобразования проекций Лекции 1 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. Практические 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Замена плоскостей проекций. Плоскопараллельное перемещение. Лабораторные 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Вращение вокруг проецирующей оси. Вращение вокруг линий уровня. Сам. работа 1 8 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Поверхности
3.1. Классификация поверхностей. Принцип образования поверхностей. Определитель и закон каркаса поверхности. Точка на поверхности. Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Классификация поверхностей. Принцип образования поверхностей. Определитель и закон каркаса поверхности. Точка на поверхности. Практические 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Линейчатые поверхности. Линейчатые развертываемые поверхности. Поверхности с плоскостью параллелизма. Лабораторные 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Винтовые поверхности. Прямая, наклонная, конволютный и развертываемый геликоиды. Поверхность вращения. Свойства основных поверхностей вращения. Сам. работа 1 8 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Геометрическое черчение
4.1. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Практические 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Оформление чертежей, элементы геометрии деталей, изображения, надписи и обозначения. Лабораторные 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Уклон, конусность, лекальные кривые, сопряжения Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Проекционное черчение
5.1. Проекционное черчение Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Виды. Разрезы. Сечения. Лабораторные 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Построение третьей проекции по двум заданным. Аксонометрические проекции. Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Соединения деталей
6.1. Соединения деталей Практические 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Соединение деталей Лабораторные 1 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Разъемные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые. Крепежные изделия. Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.4. Зачет 1 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Эскизирование деталей
7.1. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Лекции 2 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Эскизы деталей со стандартным изображением. Правила выполнения эскизов. Основные правила нанесения размеров на эскизах. Лабораторные 2 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.4. Технический рисунок Сам. работа 2 24 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Сборочные единицы
8.1. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Лекции 2 10 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.3. Выполнение чертежей сборочных единиц (чертеж общего вида). Упрощения на чертежах общего вида. Лабораторные 2 8 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.4. Спецификация. Сам. работа 2 25 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Деталирование чертежа общего вида
9.1. Деталирование чертежа общего вида Лекции 2 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Рабочие чертежи деталей. Требования к рабочим чертежам Практические 2 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.3. Деталирование чертежа общего вида Лабораторные 2 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.4. Нанесение размеров на рабочем чертеже. Сам. работа 2 20 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.5. Экзамен 2 27 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания размещены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 С.А. Фролов Начертательная геометрия: учебник [М.]: ИНФРА-М, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. А. Чекмарев Начертательная геометрия и черчение: учебник для прикладного бакалавриата ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/58CD4664-C96E-4ABA-A000-12F5080C223D.
Л2.2 В.В. Дергач, И.Г. Борисенко, А.К. Толстихин Начертательная геометрия : учебник Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364555
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Начертательная геометрия. Инженерная графика https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5359
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели
преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.
Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.