МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.06.01. Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
НаправленностьЖурналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_06_01_Средства массовой информации-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 20,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 12 12 48 48 60 60
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.06.01 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 901)

составлена на основании учебного плана:
42.06.01 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
утвержденного учёным советом вуза от 19.07.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у аспирантов профессиональных теоретических знаний об актуальных процессах, проблемах и явлениях в сфере журналистики и СМИ, требующих теоретического осмысления и овладение необходимой системой данных знаний; подготовка аспирантов к применению данных знаний в самостоятельной научно-исследовательской и практической профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовность использовать знания о специфике журналистской деятельности, базовых принципах функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа, о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные процессы развития современных СМИ и журналистики;
специфику журналистской деятельности, базовые принципы функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа;
научный инструментарий для теоретического обоснования и анализа как важнейших, базовых, так и новейших процессов и явлений журналистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и интерпретировать современные исследования СМИ;
формулировать выводы и представлять результаты собственной проектной/научно-исследовательской деятельности в области журналистики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования терминологического аппарата, теоретических знаний в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области СМИ;
навыками для выявления, объяснения и прогнозирования специфики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Генезис мультимедийной журналистики и трансформация профессии Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Генезис мультимедийной журналистики и трансформация профессии Практические 3 2 ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Генезис теоретических медиа в России Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Современные тенденции развития журналистики Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Современные тенденции развития журналистики Практические 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Мультимедиа и новые принципы новостей Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Журналистика в эпоху инноваций и мультимедийного сторителлинга Практические 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Инструменты мультимедийного журналиста Практические 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Функции старых СМИ Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Влияние Интернета на экономику СМИ Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Современные конвергентные процессы в условиях функционирования «новых медиа» Практические 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Составление глоссария по изученному материалу Сам. работа 3 12 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2.
2.1. Стратегия развития мультимедийной редакции и новые бизнес-модели Лекции 4 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Стратегия развития мультимедийной редакции и новые бизнес-модели Практические 4 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Принципы организации работы мультимедийной редакции: специфика, технологические платформы, планирование, продвижение Практические 4 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. СМИ как инструмент формирования общественного мнения Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Гражданская журналистика и журналистика соучастия Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Особенности восприятия контента новых медиа. Новая роль аудитории новых медиа Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Особенности поведения аудитории в разных соцсетях. Скорость восприятия информации у аудитории разных медиа. Пользовательский контент и способы его эксплуатации Лекции 4 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Составление конспекта по изученному материалу, продолжение ведения теоретического словаря Сам. работа 4 24 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Подготовка материала для научной статьи Сам. работа 4 24 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России : Аспект Пресс, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Цыпин Г. М. Работа над диссертацией. Навигатор по "трассе" научного исследования: для вузов М.: Юрайт, 2019. www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Индивидуальность педагога Задорина, О. С.: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э2 ВЦИОМ: системный исследовательско-консалтинговых подход wciom.ru
Э3 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций silamedialab.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
414аД 414аД 414аД
403Д 403Д 403Д

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины включает в себя лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу аспирантов.
Самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.