МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физико-химические методы исследования в биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизико-химическая биология и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физхим-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
преп., Чиркова В.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Физико-химические методы исследования в биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 4
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лаврик Ольга Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 4
Заведующий кафедрой Лаврик Ольга Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-формирование у магистрантов общих представлений значимости физико-химических методов исследования для решения современных фундаментальных научных и прикладных задач;
-ознакомление с классическими и оригинальными физико-химическими методами, применяемыми в биологии и биотехнологическом производстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов
ПК-5 готовностью использовать знание нормативных документов, регламентирующих организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об успехах и возможностях генной инженерии в создании рекомбинантных вакцин и белков; о проблемах безопасности при работе с рекомбинантными ДНК; основные нормативные документы, регламентирующие организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ; базовые понятия биотехнологии, а также научные и правовые основы обеспечения биобезопасности;
термины и понятия генетической инженерии; ферменты, используемые в молекулярном клонировании; векторы клонирования в бактериях; требования, предъявляемые к векторным молекулам; синтез и клонирование кДНК; методы введения ДНК в клетки бактерий, дрожжей, растений и животных; методы получения трансгенных организмов; расширенные знания по молекулярной генетике, генетической инженерии, о геномных и клеточных технологиях; детальное описание методов биотехнологии и микробиологии, пути создания генетически модифицированных организмов основные методы биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований; методы ДНК-анализа, протеомики, компьютерные технологии биоинформатики пути применения методов биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа и использования методов биоинформатики;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы отбора и анализа рекомбинантных молекул ДНК; находить и применять основные нормативные документы, регламентирующие организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ;
применять методы определения первичной структуры ДНК по Сэнгеру; искать и анализировать литературные источники по теме, работать в биотехнологической лаборатории; провести лабораторный эксперимент по биотехнологии; организовать лабораторный эксперимент с использованием знаний фундаментальных и прикладных разделов биотехнологии
работать с лабораторным оборудованием при выполнении биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа
применять методы биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа для поставленной задачи
спланировать и поставить эксперимент в лаборатории с применением методов биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа, а также проанализировать полученные результаты с помощью биоинформационных методов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть методами введения генетического материала в клетки, основами проведения ПЦР и секвенирования; навыками, позволяющими с высокой степенью самостоятельности работать с нормативными документами по профилю работы.
методами биотехнологии и микробиологии, знаниями об этапах биотехнологического процесса;
Владеть методами введения генетического материала в клетки, основами проведения ПЦР и секвенирования; навыками работы с микробиологическими культурами и другими объектами биотехнологического производства; навыками анализа и контроля микробиологических культур и других объектов биотехнологического производства навыками работы с лабораторным оборудованием при осуществлении биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа
методической базой для осуществления биохимических, микробиологических, молекулярно- биотехнологических исследований, ДНК-анализа и навыками практического применения биоинформационных технологий навыками постановки эксперимента и анализа полученных данных с помощью биоинформационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы разделения и концентрирования веществ
1.1. Диализ, электродиализ, ультрафильтрация. Экстракция. Электрофорез белков и нуклеиновых кислот. Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.1
1.2. Выделение и разделение нуклеиновых кислот. Лабораторные 1 4 ОПК-4 Л2.4, Л2.1
1.3. Электрофоретическое разделение белков в ПААГ. Лабораторные 1 4 ОПК-4 Л2.4, Л2.1
1.4. Оптические методы анализа. Электронная микроскопия. Люминесценция. Сам. работа 1 12 ОПК-4, ПК-5 Л2.3
1.5. Диффузия и седиментация. Сорбция. Ионный обмен. Сам. работа 1 12 ОПК-4, ПК-5 Л2.3
Раздел 2. Спектральные и электрохимические методы анализа
2.1. Кондуктометрия. Потенциометрия. Вольтамперометрия. Нефелометрия.Турбидиметрия. Рефрактометрия. Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.2. Спектрофотометрия и другие оптические методы анализа. Лекции 1 2 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Спектрофотометрическое определение содержания фотосинтетических пигментов в растительном сырье. Лабораторные 1 4 ПК-5 Л2.3, Л1.1
2.4. Потенциометрическое титрование. Лабораторные 1 4 ПК-5 Л2.2, Л2.1
2.5. Основной закон светопоглощения (закон Бугера – Ламберта – Бера) Сам. работа 1 14 ОПК-4, ПК-5 Л2.3
2.6. Взаимодействие света со взвешенными частицами. Закон Рэлея. Факторы, влияющие на аналитический сигнал. Сам. работа 1 12 ОПК-4, ПК-5 Л2.3
Раздел 3. Хроматографические методы анализа
3.1. Теория хроматографического разделения. Классификация хроматографических методов анализа. Высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ). Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.4, Л2.2, Л2.1
3.2. Бумажная хроматография. Лабораторные 1 4 ПК-5 Л2.2
3.3. Хроматографическое разделение. Изотерма сорбции. Лабораторные 1 4 ПК-5 Л2.2
3.4. Газовая хроматография. Газожидкостная хроматография. Сам. работа 1 14 ОПК-4, ПК-5 Л2.2
3.5. Тонкослойная хроматография. Ионообменная хроматография. Сам. работа 1 12 ОПК-4, ПК-5 Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
Оптические методы анализа. Люминесценция.
Диализ, электродиализ, ультрафильтрация.
Электрофорез.
Фракционирования белков в агарозе и ПААГ.
Основные методы разделения и концентрирования
Экстракция. Сорбция
Газовая хроматография. Газо-адсорбционная и газо-жидкостная хроматография.
Жидкостная хроматография.
Бумажная хроматография.
Ионообменная хроматография.
Основные понятия и методы хроматографии.
Кондуктометрия. Потенциометрия. Вольтамперометрия.
Нефелометрия. Турбидиметрия. Рефрактометрия.
Взаимодействие света со взвешенными частицами. Закон Рэлея.
Факторы, влияющие на аналитический сигнал.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
Методы выделения, разделения и концентрирования.
Диффузия и седиментация.
Сорбция. Ионный обмен.
Электрофорез белков в полиакриламидном геле.
Ультрацентрифугирование
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свиридов В.В., Свиридов А.В. Физическая химия: Учебные пособия Издательство "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кожин А. А. Физические методы в медицине: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Вершинин В.И., Власова И.В., Никифорова И.А. Аналитическая химия: Учебники Издательство "Лань", 2017 e.lanbook.com
Л2.3 Фридрихсберг Д.А. Курс коллоидной химии: учебник СПб.: Лань, 2010
Л2.4 О.Н. Каныгина, А.Г. Четверикова, В.Л. Бердинский Физические методы исследования веществ [Электронный ресурс]: учебник (учебное пособие) для вузов Оренбург : ОГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330539
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в системе Moodle Физико-химические методы исследования в биологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
015Л лаборатория кафедры физико-химической биологии и биотехнологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер HP; МФУ Samsung; вытяжной шкаф; системы очистки воды УВОИ- «М-Ф» - 2 шт.; весы Pioneer (Ohaus); ламинар Lamsystems; камера для горизонтального электрофореза Helicon; источник питания «Эльф-4» (ДНК-Диагностика); гель-документирующая система Viber Lourmat; термостат «Гном» (ДНК-Диагностика); водяная баня WB-4MS (Biosan); электропоратор Eporator (Eppendor); амплификатор TC-Plus (Techne); UV-vis Spectrophotometer UVmini-1240 (Shimadsu); сухожарочный шкаф Binder; автоклав Tuttnauer; сухожарочный шкаф Binder
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Физико-химические методы исследования в биологии" предназначен для студентов первого курса магистратуры Института биологии и биотехнологии, направления подготовки "Физико-химическая биология и биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов.
Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Для итогового контроля знаний предполагается проведение зачета. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д.
Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале:
– оценка "Зачтено" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки.
– оценка "Незачтено" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя.