Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент, Темерев С.В.
1.1. | Целью дисциплины МБО БЖД является формирование знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия человека с факторами среды обитания, последствиях воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципах их санитарно-гигиенического нормирования .нормирования. Задачи курса – формирование у будущих специалистов представления о травмоопасных и вредных факторах среды обитания, о воздействии на человека физических, химических, психофизиологических и биологических факторов, а так же представления о санитарно-гигиенической регламентации и предупреждения профессиональных заболеваний. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-6 | владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
ПК-8 | способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие закономерности воздействия физических и химических факторов на человека, основные профессиональные и эндемические заболевания (на примере Алтайского края), задачи и принципы гигиенического и токсикологического нормирования опасных и вредных факторов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания, оценивать и объяснять комбинированное действие нескольких вредных веществ, а так же сочетанное действие на человека вредных веществ и физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и т.п.). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования норм для различных вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта и иных видов среды обитания. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Физиологические аспекты адаптации человека к факторам внешней среды | ||||||
1.1. | Здоровье населения и окружающая среда | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
1.2. | Здоровье населения и окружающая среда | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
Раздел 2. Влияние негативных факторов производственной среды на организм человека | ||||||
2.1. | Микроклимат | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
2.2. | Микроклимат | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
2.3. | Освещенность | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
2.4. | Освещенность | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
2.5. | Атмосферное давление и его влияние на организм человека | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
2.6. | Вибрация, классификация воздействий вибрации. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
2.7. | Акустические колебания | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
2.8. | Электромагнитные, электрические и магнитные поля | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-6 | Л1.1 |
2.9. | Неионизирующие излучения | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-6 | Л1.1 |
Раздел 3. Негативное воздействие вредных веществ | ||||||
3.1. | Химические факторы среды обитания человека | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.2. | Химические факторы среды обитания человека | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.3. | Промышленная токсикология | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.4. | Промышленная токсикология | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.5. | Промышленная токсикология | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.6. | Общая характеристика промышленных ядовитых веществ | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.7. | Общая характеристика промышленных ядовитых веществ | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.8. | Физико-химические свойства промышленных ядов. Закон Габера. | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.9. | Физико-химические свойства промышленных ядов. Закон Габера. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.10. | Комбинированное действие промышленных ядов. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.11. | Комбинированное действие промышленных ядов. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.12. | Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде, почве. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
3.13. | Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде, почве. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-6 | Л1.1 |
Раздел 4. Последствия антропогенного загрязнения для здоровья человека | ||||||
4.1. | Профессиональные заболевания | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
4.2. | Профессиональные заболевания | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
4.3. | Профессиональные заболевания | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
4.4. | Промышленная пыль | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
4.5. | Промышленная пыль | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-6 | Л1.1 |
4.6. | Сочетанное действие вредных факторов | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.1 |
4.7. | Сочетанное действие вредных факторов | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
4.8. | Сочетанное действие вредных факторов | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.А. Свиридова, Л.С. Хорошилова | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : | Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Свиридова, И.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности / И.А. Свиридова, Л.С. Хорошилова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 139 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232747 | ||
Э2 | Колб, Л.И. Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций : учебное пособие / Л.И. Колб, С.И. Леонович, И.И. Леонович. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 448 с. - | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143272 | ||
Э3 | Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / под ред. Л.А. Муравей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 431 с. | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=11954 | ||
Э4 | Белоногов, И.А. Токсикология и медицинская защита : учебное пособие / И.А. Белоногов, Д.А. Самохин. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460745 | ||
Э5 | Батян, А.Н. Основы общей и экологической токсикологии : учебное пособие / А.Н. Батян, Г.Т. Фрумин, В.Н. Базылев. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 352 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104896 | ||
Э6 | Баширов, В. Промышленная токсикология: курс лекций : учебное пособие / В. Баширов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2012. - 84 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259200 | ||
Э7 | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
501К | лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |