МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медико-биологические основы безопасности и токсикология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 30 30 30 30
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Требухов А.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Медико-биологические основы безопасности и токсикология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2017-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., доцент, Темерев С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент, Темерев С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины МБО БЖД является формирование знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия человека с факторами среды обитания, последствиях воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципах их санитарно-гигиенического нормирования .нормирования.
Задачи курса – формирование у будущих специалистов представления о травмоопасных и вредных факторах среды обитания, о воздействии на человека физических, химических, психофизиологических и биологических факторов, а так же представления о санитарно-гигиенической регламентации и предупреждения профессиональных заболеваний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 владением компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни и физической культуры)
ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
ПК-18 готовностью осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие закономерности воздействия физических и химических факторов на человека, основные профессиональные и эндемические заболевания (на примере Алтайского края), задачи и принципы гигиенического и токсикологического нормирования опасных и вредных факторов
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания, оценивать и объяснять комбинированное действие нескольких вредных веществ, а так же сочетанное действие на человека вредных веществ и физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и т.п.).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования норм для различных вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта и иных видов среды обитания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физиологические аспекты адаптации человека к факторам внешней среды
1.1. Здоровье населения и окружающая среда Лекции 5 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
1.2. Здоровье населения и окружающая среда Лабораторные 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
Раздел 2. Влияние негативных факторов производственной среды на организм человека
2.1. Микроклимат Лекции 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
2.2. Микроклимат Сам. работа 5 1 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
2.3. Освещенность Лекции 5 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
2.4. Освещенность Сам. работа 5 1 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
2.5. Атмосферное давление и его влияние на организм человека Сам. работа 5 1 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
2.6. Вибрация, классификация воздействий вибрации. Сам. работа 5 1 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
2.7. Акустические колебания Сам. работа 5 1 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
2.8. Электромагнитные, электрические и магнитные поля Сам. работа 5 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
2.9. Неионизирующие излучения Сам. работа 5 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
Раздел 3. Негативное воздействие вредных веществ
3.1. Химические факторы среды обитания человека Лекции 5 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.2. Химические факторы среды обитания человека Сам. работа 5 7 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.3. Промышленная токсикология Лекции 5 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.4. Промышленная токсикология Лабораторные 5 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.5. Промышленная токсикология Сам. работа 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.6. Общая характеристика промышленных ядовитых веществ Лабораторные 5 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.7. Общая характеристика промышленных ядовитых веществ Сам. работа 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.8. Физико-химические свойства промышленных ядов. Закон Габера. Лабораторные 5 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.9. Физико-химические свойства промышленных ядов. Закон Габера. Сам. работа 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.10. Комбинированное действие промышленных ядов. Лекции 5 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.11. Комбинированное действие промышленных ядов. Сам. работа 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.12. Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде, почве. Лекции 5 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
3.13. Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде, почве. Сам. работа 5 8 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
Раздел 4. Последствия антропогенного загрязнения для здоровья человека
4.1. Профессиональные заболевания Лекции 5 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
4.2. Профессиональные заболевания Лабораторные 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
4.3. Профессиональные заболевания Сам. работа 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
4.4. Промышленная пыль Лабораторные 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
4.5. Промышленная пыль Сам. работа 5 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
4.6. Сочетанное действие вредных факторов Лекции 5 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
4.7. Сочетанное действие вредных факторов Лабораторные 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1
4.8. Сочетанное действие вредных факторов Сам. работа 5 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Свиридова, Л.С. Хорошилова Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Свиридова, И.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности / И.А. Свиридова, Л.С. Хорошилова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 139 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232747
Э2 Колб, Л.И. Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций : учебное пособие / Л.И. Колб, С.И. Леонович, И.И. Леонович. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 448 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143272
Э3 Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / под ред. Л.А. Муравей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 431 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=11954
Э4 Белоногов, И.А. Токсикология и медицинская защита : учебное пособие / И.А. Белоногов, Д.А. Самохин. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460745
Э5 Батян, А.Н. Основы общей и экологической токсикологии : учебное пособие / А.Н. Батян, Г.Т. Фрумин, В.Н. Базылев. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 352 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104896
Э6 Баширов, В. Промышленная токсикология: курс лекций : учебное пособие / В. Баширов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2012. - 84 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259200
Э7
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.