МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медико-биологические основы безопасности и токсикология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-12345-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Требухов А.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Медико-биологические основы безопасности и токсикология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия человека с факторами среды обитания, последствиях воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципах их санитарно-гигиенического нормирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: владением компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни и физической культуры)
ОК-7: владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ПК-17: способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
ПК-18: готовностью осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие закономерности воздействия физических и химических факторов на человека, основные профессиональные и эндемические заболевания (на примере Алтайского края), задачи и принципы гигиенического и токсикологического нормирования опасных и вредных факторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания, оценивать и объяснять комбинированное действие нескольких вредных веществ, а так же сочетанное действие на человека вредных веществ и физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и т.п.).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования норм для различных вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта и иных видов среды обитания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физиологические аспекты адаптации человека к факторам внешней среды
1.1. Здоровье населения и окружающая среда Лекции 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Здоровье населения и окружающая среда Лабораторные 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Влияние негативных факторов производственной среды на организм человека
2.1. Микроклимат Сам. работа 3 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Освещенность Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Атмосферное давление и его влияние на организм человека Сам. работа 3 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Вибрация, классификация воздействий вибрации. Сам. работа 3 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Акустические колебания Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Электромагнитные, электрические и магнитные поля Лабораторные 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Электромагнитные, электрические и магнитные поля Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Неионизирующие излучения Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Негативное воздействие вредных веществ
3.1. Химические факторы среды обитания человека Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Промышленная токсикология Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Общая характеристика промышленных ядовитых веществ Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Физико-химические свойства промышленных ядов. Закон Габера. Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Комбинированное действие промышленных ядов. Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде, почве. Лекции 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде, почве. Лабораторные 3 4 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде, почве. Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Последствия антропогенного загрязнения для здоровья человека
4.1. Профессиональные заболевания Лекции 3 2 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Профессиональные заболевания Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Промышленная пыль Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Сочетанное действие вредных факторов Сам. работа 3 6 ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Г. Занько, В. М. Ретнев Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для вузов - М. : Академия, 2004
Л1.2 А. В. Требухов Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : программа, метод. указания и контрольные задания для студентов хим. фак. Барнаул, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. А. Шарлаева Экологическая токсикология: учеб. пособие АлтГУ. - Барнаул : [Азбука], 2007
Л2.2 И.А. Свиридова, Л.С. Хорошилова Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232747
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Свиридова, И.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности / И.А. Свиридова, Л.С. Хорошилова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 139 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232747
Э2 Колб, Л.И. Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций : учебное пособие / Л.И. Колб, С.И. Леонович, И.И. Леонович. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 448 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143272
Э3 Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / под ред. Л.А. Муравей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 431 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=11954
Э4 Белоногов, И.А. Токсикология и медицинская защита : учебное пособие / И.А. Белоногов, Д.А. Самохин. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460745
Э5 Батян, А.Н. Основы общей и экологической токсикологии : учебное пособие / А.Н. Батян, Г.Т. Фрумин, В.Н. Базылев. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 352 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104896
Э6 Баширов, В. Промышленная токсикология: курс лекций : учебное пособие / В. Баширов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2012. - 84 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259200
Э7
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.