Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия |
Специализация | Фундаментальная и прикладная химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_05_01_ФиПХ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 68 | 68 | 68 | 68 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент
1.1. | формирование и развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в сфере педагогического образования на основе изучения современных педагогических технологий и методических требований к их применению в школьном учебном процессе, необходимых для совершенствования и развития личностных качеств и успешного решения профессиональных типовых задач в сфере педагогического образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03 |
ПК-11 | владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях |
ПК-12 | владением способами разработки новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - требования федерального государственного стандарта общего образования в части предметной области «химия» для всех ступеней образования в школе; - цели, задачи и содержание по химии общего образования; - содержание, структуру и методический аппарат учебных программ и школьных учебников по химии; - методы и приемы обучения химии; - основные организационные формы обучения и химии; - методические требования по применению педагогических технологий в процессе обучения химии; - основные качества современных педагогических технологий; - классификацию педагогических технологий, в том числе инновационных; - структуру педагогической технологии в области химических наук; - содержание и методику проведения ученического эксперимента по химии; - приемы организации познавательной деятельности обучающихся; - основные типы, функции и формы контроля; - общие и научно-теоретические основы обучения химии в школе,содержание курса химии, его структуру и принципы построения, - методы отбора содержания курса химии и последовательность изложения материала, специфические закономерности обучения курсу химии, технику безопасности при проведении опытов по химии, нормативную документацию, сопровождающую учебный процесс. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - планировать педагогическую деятельность; - анализировать с теоретических позиций методики обучения химии школьные программы и учебники по химии, другие средства обучения; - адаптировать имеющуюся или разработать авторскую учебную программу; - оптимально выбирать метод обучения химии; - уметь использовать современные педагогические технологии в процессе обучения химии; - организовывать учебный процесс с использованием современных педагогических технологий; - применять различные формы контроля и различные шкалы оценивания знаний учащихся и собственной деятельности; - вырабатывать критерии отбора материала курса химии,разрабатывать содержание и структуру курса химии в зависимости от типа учебного заведения и целей обучения, формировать интерес обучающихся к предмету, оборудовать и рганизовывать ученический эксперимент, а также исследовательскую работу учащихся по химии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - во владении различными техниками и методиками обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; - владеть навыками применения современных педагогических технологий в процессе обучения химии; - владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Новые образовательные технологии в изучении химии | ||||||
1.1. | Основные понятия, классификация, методология и области применения образовательных технологий | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
1.2. | Принципы развития инновационных технологий в изучении химии | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.3. | Развитие познавательных и творческих интересов у учащихся при изучении химиии | Сам. работа | 9 | 7 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Технология личностно-ориентированного обучения | ||||||
2.1. | Использование личностно- ориентированного обучения на уроках химии: цели, задачи,классификация ожидаемый результат. | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Организация личностно- ориентированного урока:структура деятельности учителя и учащихся. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Разработка урока, проекта с использованием технологии личностно-ориентированного обучения | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Технология проблемного обучения | ||||||
3.1. | История развития представлений о проблемном обучении.Способы организации проблемного обучения | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Использование методов проблемного обучения на уроках химии | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Практическое использование методики проблемного обучения в курсе химии. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Методы проблемного обучения при организации подготовки к ГИА, ЕГЭ по химии | Сам. работа | 9 | 8 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
3.5. | Разработка урока, проекта с использованием проблемного обучения | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 4. Технология разноуровневого обучения | ||||||
4.1. | Использование технологий, методов, приемов, техник дифференциации обучения химии на разных этах урока химии | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Применение и разработка разноуровневых заданий для контроля и самоконтроля при изучении химии | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Использование разноуровневой технологии при подготов к ЕГЭ по химии | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Уровневая дифференциация, как метод улучшения качества получаемых знаний по химии. | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Подготовка тестовых заданий, разноуровневые контрольных и самостоятельных работ, рейтинговых заданий и т.д. с применением технологий разноуровневого обучения | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 5. Проектная технология | ||||||
5.1. | Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс. Результаты применения метода проектов | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Проекты в системе уроков химии | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Исследовательская деятельность учащихся по химии | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
5.4. | Проекты во внеурочной деятельности | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.5. | Разработка урока, проекта с использованием проектной технологии | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 6. Технология интегративного обучения | ||||||
6.1. | Использование методов интегративного обучения на уроках химии | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Круглый стол "Интегрированный урок: за и "против" | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
6.3. | Разработка урока, проекта с использованием интегративного обучения | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 7. Информационно-коммуникативная технология | ||||||
7.1. | Использование ИКТ на уроках химии: цели, задачи,классификация ожидаемый результат. | Лекции | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Практическое применение ИКТ. "Плюсы“ и минусы” использования информационно-программных средств в обучении химии | Практические | 9 | 2 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Разработка урока, проекта с использованием информационно-коммукативной технологии | Сам. работа | 9 | 7 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
7.4. | Круглый стол "Новые образовательные технологии в изучении химии" | Практические | 9 | 4 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
7.5. | Подготовка презентаций, докладов и материалов к зачету в форме круглого стола | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-11, ПК-12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Представлены в ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пак М.С. | Теория и методика обучения химии: учебник: | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Минченков Е.Е. | Общая методика преподавания химии: | Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2015 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Пак М.С. | Педагогическая диагностика в химическом образовании: Практикум: 2018-04-11: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кульневич С.В | Современный урок: | Ростов-на-Д.: Учитель, 2004 | |
Л2.2 | Ерыгин Д.П. | Методика решения задач по химии: | М.: Просвещение, 1977 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | Курс в системе Moodle "Новык образовательные технологии в изучении химии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение: - программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»); - программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»). операционная система Microsoft Windows XP Professional Russian; - операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian. Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Интернет библиотека Интернет библиотека электронных книг Elibrus (http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml) 5. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность (http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm) 6. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.mon.gov.ru) 7. Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей». (http://www.it-n.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Размещены вприложении |