МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные тенденции развития российского медиарынка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_ЖТиММР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные тенденции развития российского медиарынка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить магистрантов с макро- и микроэкономическими аспектами новой, стремительно развивающейся области - медиарынка; с особенностями формирования мирового рынка информационных ресурсов, продуктов и услуг; с особенностями ценообразования и маркетинга медийных продуктов и услуг

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен анализировать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
ОПК-7 Способен оценивать и прогнозировать возможные эффекты в медиасфере, следуя принципам социальной ответственности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности формирования эффектов и последствий профессиональной деятельности, концепции ее социальной ответственности.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать корректность творческих приемов при сборе, обработке и распространении информации в соответствии с общепринятыми стандартами и правилами профессии журналиста.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками прогнозирования возможных эффектов в медиасфере, следуя принципам социальной ответственности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобализация и ее вызовы
1.1. Глобализация и ее вызовы Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Ток-шоу (дискуссия о глобализации) Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Медиапотребление: аудитория традиционных СМИ и интернет Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Актуальные проблемы России
2.1. Изменение маркетинговых подходов в условиях новых тенденций развития медиарынка Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Доклад и презентация на тему: «Как СМИ могут участвовать в борьбе с коррупцией» Сам. работа 2 15 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Доклад и презентация на тему: "Классификация информационных ресурсов, продуктов и услуг" Сам. работа 2 15 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Изменения профессиональных требований к журналисту в условиях современного медиарынка Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Интернет-СМИ как часть медиарынка Сам. работа 2 10 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Современный медиарынок как научный объект. Новейшие научные исследования медиарынка Сам. работа 2 8 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Анализ информационных агенств (1 - региональное, 2- всероссийское, 3 - мировое) Сам. работа 2 40 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Формы этического контроля со стороны владельцев информационных ресурсов Сам. работа 2 6 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Зачет 2 4 ОПК-3, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блюмин, А.М. Мировые информационные ресурсы : учебное пособие Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
Л1.2 Фотиева, Ирина Валерьевна Актуальные проблемы науки и журналистики : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Берёза, Н.В. Рынок информационных услуг: современные тенденции и перспективы развития : монография Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227195
Л2.2 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации : учебник для вузов КноРус, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.