Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия |
Специализация | Органическая химия; Физическая химия твердых тел, коллоидных систем и наноматериалов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_05_01_ФиПХ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 30 | 30 | 30 | 30 |
Итого | 78 | 78 | 78 | 78 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 05.07.2018 г. № 13
Заведующий кафедрой Безносюк С.А. д.ф.-м.н., профессор
1.1. | дать представления о научном исследовании, способах, методах, задачах исследования, структуре научных учреждений, формах и методах финансовой поддержки научных исследований, охраны результатов и их хозяйственном использовании. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ПК-2 | Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований |
ПК-3 | Способен осуществлять научное руководство проведением исследований по отдельным задачам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - требования к научным результатам, методам оценки их надёжности и достоверности, требования к форме и содержанию научной публикации; принципы и типовые правила представления научных результатов в идее статьи и/или доклада. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять основные результаты; использовать стандартные методики для проведения измерений, оценить надёжность и достоверность полученных результатов, представить полученные результаты в виде публикации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с научной литературой по дисциплине и методами интерпретации результатов измерений оценкой их достоверности; устной риторикой при представлении доклада, владеет методами иллюстративного представления результатов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Предмет, цели и задачи курса Основ научных исследований. Основные понятия и терминология: наука и её цели. Знание, познание, сознание; теория, практика, эксперимент. Эмпирический и теоретический уровень познания. Виды и сферы науки и техники. Цель фундаментальных и прикладных наук, научных разработок, проектирования, производства. Организация науки в РФ. Государственные органы по управлению и организации науки. Научные учреждения в академии наук РФ, вузах, промышленности. Научные подразделения: отдел, кафедра, лаборатория, группа; их функции и назначение. Государственные формы поддержки научных исследований. Фонды, гранты, конкурсы, целевые программы, персональные гранты. Правила оформления заявок. Частно - государственное партнерство при финансировании прикладных научных исследований. Заказные исследования (хозяйственный договор). Система подготовки кадров: магистратура, стажировка, аспирантура, докторантура. Учёные степени и звания. | Лекции | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные понятия и терминология: наука и её цели. Развитие науки. | Практические | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Подготовка к семинару по теме "Основные понятия и терминология: наука и её цели. Развитие науки." | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Развитие науки. Движущие силы. Особенности развития фундаментальных и прикладных наук. Классификация, специализация и интеграция наук, химических дисциплин. Роль науки в научно-техническом прогрессе, в росте производительности труда. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Методология научного познания | ||||||
2.1. | Основы научного познания. Диалектический материализм - всеобщий метод и методология научного познания. Процесс познания: от чувственного восприятия - к логическому мышлению и далее - к практике. Истина и заблуждение, парадоксы в науке. Понятие, его виды. Суждение, умозаключение, научная идея. Принцип, закон, гипотеза, теория. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Научные факты, методы их обобщения. Формы абстрактно-логического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация и формализация, абстрагирование и обобщение. | Лекции | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | ТРИ3 - теория решения изобретательских задач. Решение задач. | Практические | 8 | 4 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Общенаучные методы исследования: системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностно-статистический. Методы познания в химии. Принципы разработки стратегий исследования. Моделирование. Модель и оригинал. Критерии подобия и масштабы моделирования. Виды моделей. Методы моделирования: математические, физические, химические, технические и т.п. Моделирование изучаемых объектов и процессов на ЭВМ. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Научное мышление и творчество | ||||||
3.1. | Творчество, его характеристика. Виды творческого мышления: воображение, фантазия, интуиция, аналогия. Механизмы творческой деятельности. Эвристика, её цели, алгоритм; эмпирическая и теоретическая эвристика. Факторы, помогающие и препятствующие творчеству. Творческие задачи. Их классификация, этапы решения. Методы активизации поиска новых решений: проб и ошибок, мозгового штурма, синектики, морфологического ящика, фокальных объектов и т.п. | Лекции | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Моделирование. Критерии подобия и масштабы моделирования. Виды моделей. Составление моделей. | Практические | 8 | 4 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | ТРИ3 - теория решения изобретательских задач. Сущность и структура ТРИЗ. Законы развития технических систем. Виды, систем, их иерархия и развитие. Закон противоречия, его использование при решении технических задач. Законы: повышения степени идеальности технических систем, согласования-рассогласования, повышения динамичности и управляемости, перехода на микроуровень (этапы перехода), повышения полноты системы, S-образного развития, увеличения степени вепольности. АРИ3 - алгоритм решения изобретательских задач. Основа АРИЗ, его задачи, возможности, средства. Схема АРИЗ, её 9 составных частей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР), их виды. Перечень технических противоречий и принципы их преодоления. Многоэкранное мышление. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Планирование НИР | ||||||
4.1. | Предмет и цели планирования НИР. Формы и уровни планирования; виды планов. Объём решаемых научных задач: направление, проблема, тема, вопрос. Требования к научной теме. Выбор направления НИР этапы выбора. Планирование НИР. в научных учреждениях, вузах; их подразделениях; исполнителями. Этапы НИР. | Лекции | 8 | 1 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Планирование НИР. Составление плана исследований. | Практические | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Подготовка к семинару по теме "Планирование НИР" | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Критерии оценки эффективности планируемых фундаментальных НИР. Оценка экономической эффективности прикладных НИР и ОКР. Экспертная оценка крупных направлений. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Информаионное обеспечение НИР | ||||||
5.1. | Информатика. Её сущность и составные части: информационные системы, продукты, ресурсы(базы данных), технологии, сети. Категории потребителей информации. Государственная (ГСНТИ) и международная (МСНТИ) системы научной и технической информации. Четыре уровня ГСНТИ, их органы и учреждения. Поиск информации. Библиотечные каталоги, указатели, ключи. Обзорные издания: аналитические, реферативные, библиографические; систематические, предметные, авторские указатели реферативных журналов. | Лекции | 8 | 3 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Патентный поиск. Проведение поиска по теме исследований | Практические | 8 | 4 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Подготовка к семинару по теме "Патентный поиск" | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Носители информации. Научный документ, его разновидности. Первичные и вторичные документы и издания. Реферативные журналы; их виды, назначение; правила пользования. Микрофильмирование, микрофиши. Магнитные, оптические и электронные носители информации: магнитные ленты, дискеты, компакт-диски, винчестеры, серверы. Автоматизированные информационно-поисковые системы. Их структура и виды. Информационные сети, Internet. Приёмы извлечения и анализа информации. Рациональные приёмы работы с литературой: быстрое чтение, уровни изучения текста. Приёмы свёртывания информации: выписка, карточка, тезисы, конспект. Реферирование научных работ, составление научного обзора. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Патентоведение | ||||||
6.1. | Новые знания и решения. Их виды. Изобретение; его сущность, содержание, признаки, виды. Новизна, положительный эффект, патентоспособность изобретения. Промышленный образец, полезная модель. Патентное и авторское право. Авторство и собственность на интеллектуальную продукцию. Авторское свидетельство, патент, лицензия. Виды патентов, область притязаний, сроки действия. Оформление заявки на патент. Перечень документов. Приоритет. Описание изобретения; его структура, правила оформления. Формула изобретения, её содержание. Порядок подачи заявок, их экспертиза; принимаемые решения. | Лекции | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Метрология. Стандартизация, её главные цели и задачи. Стандарты, их виды. План самоповерки приборов. | Практические | 8 | 4 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Патентная информация. Патентная документация и литература; её виды, назначение, особенности. Международная классификация изобретений (МКИ); её разделы, классы и подклассы, группы и подгруппы. Национальные системы классификации изобретений. Патентный поиск. Его виды, назначение, порядок проведения; глубина поиска. Указатели: классов изобретений (УКИ), библиографический (систематический, именной, нумерационный, патентов-аналогов). Форма отчёта и правила оформления результатов патентного поиска. | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Эксперимент | ||||||
7.1. | Эксперимент. Его цель, задачи, предмет. Виды эксперимента: естественный и искусственный, производственный и лабораторный, активный и пассивный однофакторный и многофакторный и т.д. Стратегия и тактика эксперимента. Рабочий журнал, правила его ведения. Первичные данные измерений, их значимость в приоритетных спорах и спорах о праве собственности. Правила их фиксирования, записи, составления таблиц. Метрология. Её сущность. Стандартизация, её главные цели и задачи. Стандарты, их виды. Метрологические службы. Метрологическое обеспечение, его технические основы. Средства измерений, их виды; эталоны, стандартные образцы, меры. Технические данные средств измерений: диапазон измерений чувствительность, точность, стабильность. Методы выявления и исключения систематических погрешностей измерительных приборов. Поверка средств измерений, их регулировка. | Лекции | 8 | 4 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Научный документ (отчет). Составление плана отчета. | Практические | 8 | 4 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Организация и проведение эксперимента. Разработка плана эксперимента. Определение его целей и задач. Выбор объекта и метода исследования, варьирующих факторов, шага и числа измерений. Описание методики и техники эксперимента. Критерии выбора средств измерений. Общие правила работы на приборах и установках. Обработка результатов эксперимента. Приёмы свёртывания первичных данных: средние значения, расчётные данные. Систематические и случайные погрешности измерений, расчётов, результатов эксперимента. Определение стандартного отклонения, доверительного интервала. Типичные ошибки начинающих экспериментаторов. Графики. Их назначение. Правила оформления графиков: выбор масштаба и градуировки осей координат, размеры экспериментальных точек и их соединение. Основные виды кривых (линия, экспонента, гипербола, парабола и др.) и рациональные способы их изображения. Методы выравнивания кривых, подбора эмпирических формул. Аппроксимация. Анализ и обобщение теоретико-экспериментальных исследований. Формулирование выводов и | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Оформление результатов НИР | ||||||
8.1. | Бюджетный учет результатов НТД. Система государственного учета и регистрации результатов НИР. ВНИТИ центр, хранение и использование результатов для государственных нужд. Регистрационная и информационная карта НИР. Государственная база данных результатов НТД, Форма 1. Научный документ (отчет). Его назначение, виды. Общие требования к научному документу, его структура (план). Общие правила составления и оформления текста, таблиц, рисунков, формул. | Лекции | 8 | 1 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Стоимостная оценка результата. Формы представления результата. | Практические | 8 | 4 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
8.3. | Подготовка к семинару по теме "Стоимостная оценка результата" | Сам. работа | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 9. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности | ||||||
9.1. | Выявление и актуализация результатов НТД. Стоимостная оценка результата. Формы представления результата. Оценка степени готовности результата как коммерческого продукта. | Лекции | 8 | 1 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
9.2. | Форма и способ коммерциализации результата НТД для государственных учреждений. ФЗ №217 и его применение. | Практические | 8 | 2 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
9.3. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 8 | 8 | УК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
не предусмотрено |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкляр, М.Ф. | Основы научных исследований. [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан.: уч. пос. | М. : Дашков и К , 2019 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.А. Вальков, В.А. Головатюк, В.И. Кочергин, С.Г. Щукин | Основы научных исследований и патентоведение : | Новосибирск : Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.rsl.ru | |||
Э2 | http://ben.irex.ru | |||
Э3 | http://www.gpntb.ru | |||
Э4 | http://ban.pu.ru | |||
Э5 | http://www.nlr.ru | |||
Э6 | http://www.elibrary.ru | |||
Э7 | http://www.lib.msu.su | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
При изучении курса «Основы научных исследований» следует обратить внимание на привлечения знаний и умений из разных областей, в том числе абсолютно новых. Указанная литература позволяет в полной мере найти ответы на все поставленные вопросы. Изучение предмета ведётся по индивидуально-групповой методике. Индивидуальная работа – самостоятельное исследование избранной темы, выполняемое в течение семестра под руководством преподавателя с целью развития творческих способностей, углубленного изучения какого-либо вопроса (темы, раздела) дисциплины. Сообщение в виде доклада по теме, проект – это творческая работа, выполненная самостоятельно при подготовке защите индивидуальной работы. Цели данного вида деятельности заключается в расширении и закреплении знаний, получаемых в ходе изучения дисциплины, выработке умения самостоятельно собирать материал по избранной теме, анализировать его, делать выводы и формулировать собственную позицию, приобщения к исследовательской деятельности, развития креативности (творчество), эстетического вкуса, инициативности, логического мышления. Завершением творческой деятельности является создание продукта, который необходимо публично защищать на занятии по дисциплине (на защиту отводится 5-10 минут). Работа может быть представлена в виде мультимедийной презентации, видеоролика, аналитического доклада с иллюстративными материалами. Подготовка реферата, проекта, доклада проводится в несколько этапов. Организационно – подготовительный этап включает выбор и согласование темы с преподавателем. Студентам предоставляется право свободного выбора. В связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи работы. Формулируя цель, следует помнить, что цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – конкретные пути её достижения. Далее необходимо составить план работы. После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности. План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы план корректируется и уточняется. Работа с литературой включает в себя: а) отбор и изучение литературы по теме; б) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение. При чтении книг, статей и др. необходимый материал фиксируется в виде: - цитирования с указанием источника информации, автора цитаты, - ксерокопий или сканирования текста, - конспектов статей. Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы. |