МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка и анализ техногенных рисков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 78
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат биол. наук , доцент, Яценко Е.С.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Оценка и анализ техногенных рисков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.углубить и закрепить представления о величине и последствиях антропогенного воздействия на окружающую среду, освоить методологию оценки риска, научить проводить количественную оценку риска, включая оценку вероятности и оценку ущерба.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ПК-9 готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики
ПК-10 способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях
ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы системного подхода к анализу и обеспечению безопасности;
организацию охраны труда, охраны окружающей среды;
основы безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять возможные опасности в производственной и бытовой деятельности;
организовать охрану труда, безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ультурой безопасности и рискориентированным мышлением;
технологиями организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики;
методами обеспечения безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
методами анализа опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска, методами оценки и расчеты различных рисков;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Оценка и анализ техногенных рисков
1.1. Введение. Факторы опасности. Безопасность технических систем Мониторинг и прогнозирование опасностей техногенного характера Лекции 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Факторы опасности. Безопасность технических систем Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Мониторинг и прогнозирование опасностей природного и техногенного характера Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Методические подходы к оценке промышленной безопасности и риска. Вероятностная модель безопасности Лекции 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Методические подходы к оценке промышленной безопасности и риска Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Вероятностная модель безопасности. Безотказность технического объекта Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Управление системой производственной безопасности Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Понимание риска техногенных катастроф и стихийных бедствий Сам. работа 4 6 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Исторический экскурс и современные подходы к управлению рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Качественные и логико-графические методы анализа опасностей Понятие риска. Управление риском. Критерии приемлемого риска Лекции 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Логико-графические методы анализа (деревья событий и отказов) Практические 4 1 ОК-7, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Показатели безопасности систем “человек – машина” (СЧМ). Декларирование безопасности Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Классификация видов риска. Методология анализа и оценки риска Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Управление риском. Количественная оценка риска Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Критерии приемлемого риска. Оценка риска технической системы Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Количественные и качественные методы анализа риска Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Международный опыт управления рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.19. Категорирование и классификация помещений, зданий, сооружений по пожаровзрывоопасности Понятие риска. Управление риском. Критерии приемлемого риска Лекции 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.20. Категорирование и классификация помещений, зданий, сооружений по пожаровзрывоопасности Практические 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.21. Оценка возникновения взрывопожароопасной ситуации в производственных зонах. Оценка взрывоопасности технологических процессов и производств Практические 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.22. Оценка и прогноз поражающих факторов природных опасностей Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.23. Оценка и прогноз поражающих факторов техногенных опасностей Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.24. Оценка уровня воздействия взрыва и расчет радиусов зон разрушения. Оценка уровня взрывоопасности пылеобразующих технологических объектов Практические 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.25. Методика оценки риска чрезвычайных ситуаций Методы обеспечения взрывобезопасности технологических процессов Сам. работа 4 12 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.26. Методы обеспечения взрывобезопасности технологических процессов Практические 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.27. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций Сам. работа 4 12 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. П. Тимошенков, Б. М. Симонов, В. Н. Горошко Надежность технических систем и техногенный риск: учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов П.Г., Чернов К.В. ТЕХНОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 П. Г. Белов, К. В. Чернов ; под общ. ред. П. Г. Белова Техногенные системы и экологический риск : учебник и практикум для академического бакалавриата , 2018 www.biblio-online.ru/book/C08D89F0-C298-42D9-9881-CF2EAE872C9E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Оценка и анализ техногенных рисков portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.