МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Первая помощь и медицина чрезвычайных ситуаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Первая помощь и медицина чрезвычайных ситуаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., доцент, Темерев С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент, Темерев С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы компетенций для усвоения теоретических основ и приобретения практических навыков в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 готовностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные методы, средства, способы проведения лечебных мероприятий при оказании первой медицинской помощи больным и пострадавшим.
- правовую ответственность при отказе от оказания неотложной доврачебной помощи пациентам;
- права пациента при оказании ему неотложной помощи;

3.2.Уметь:
3.2.1.- по основным клиническим признакам оценить состояние: сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, состояние органов брюшной полости, органов чувств;
- оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, осуществлять временную остановку кровотечений, обрабатывать и перевязывать раны, накладывать повязки, обеспечить транспортную иммобилизацию пациентов с часто встречающимися острыми заболеваниями и состояниями терапевтического и хирургического профиля;
- оказывать экстренную доврачебную помощь в очагах массового поражения и на этапах медицинской эвакуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- алгоритмами доврачебной помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях в соответствии с современными стандартами.
- владеть экспресс-диагностикой состояний, требующих оказания неотложной доврачебной помощи;
- соблюдать права пациента при оказании ему неотложной помощи;
- владеть современными технологиями оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;
- взаимодействовать с бригадами скорой медицинской помощи и спасателей;
- подготавливать пациента к транспортировке;
- осуществлять наблюдение и уход за пострадавшими во время транспортировки в зависимости от характера повреждающих факторов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Медицина катастроф. Основные цели и задачи. Экспресс-оценка неотложных состояний. Принципы и алгоритм оказания первой медицинской помощи. Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.2. по теме лекции Сам. работа 4 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.3. № 1. Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.4. Основные понятия об асептике и антисептике. Техника выполнения подкожных и внутримышечных инъекций Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.5. по теме лекции Сам. работа 4 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.6. № 2. Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.7. Терминальные состояния. Внезапная смерть. Базовая сердечно- легочная реанимация Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.8. по теме лекции Сам. работа 4 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.9. № 3. Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.10. Десмургия - техника наложения повязок и транспортной иммобилизации Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.11. по теме лекции Сам. работа 4 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.12. № 4. Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.13. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.14. по теме лекции Сам. работа 4 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.15. № 5. Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.16. Первая медицинская помощь при травмах, ожогах и отморожениях Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.17. по теме лекции Сам. работа 4 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.18. № 6. Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.19. Первая медицинская помощь при несчастных случаях Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.20. по теме лекции Сам. работа 4 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.21. №7. Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.22. Первая медицинская помощь при некоторых острых заболеваниях Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.23. по теме лекции Сам. работа 4 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.24. № 8. Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.25. Первая медицинская помощь пострадавшим в коме Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.26. по теме лекции Сам. работа 4 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.27. № 9. Практические 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2
1.28. № 10. Итоговое тестирование Практические 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козак Н. Н Комплексная безопасность в образовательных учреждениях : учеб. пособие СПб. : Интермедия, 2017
Л1.2 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кузовлев, С.П. Первая медицинская помощь : учебное пособие / С.П. Кузовлев ; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию. - Елец : Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2009. - 82 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272197
Э2 Кувшинов, Ю.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / Ю.А. Кувшинов ; Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Институт социально-культурных технологий, Кафедра социальной педагогики. - Кемерово : КемГУКИ, 2013. - 183 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275372
Э3 Щанкин, А.А. Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / А.А. Щанкин. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 97 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362685
Э4 Основы медицинских знаний: (анатомия, физиология, гигиена человека и оказание первой помощи при неотложных состояниях) : учебное пособие / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский, С.В. Виноградов ; под ред. И.В. Гайворонского. - 2_-е изд., испр. и доп. - СПб. : СпецЛит, 2013. - 303 с. : URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104904
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках изучения первой доврачебной помощи должны быть предусмотрены встречи с врачами-реаниматологами, сотрудниками экстренных служб, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).
Формы работы, формирующие у студента общекультурные компетенции:
- Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
- Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию деонтологического поведения, аккуратности, дисциплинированности.
- Самостоятельная работа с литературой, написание историй болезни и написание и защита рефератов, прием пациентов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
- Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента (написание и защита истории болезни), способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.
- Различные виды учебной деятельности формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии
Основные средства обеспечения освоения первой доврачебной помощи: демонстрация пациентов с различными заболеваниями внутренних органов, демонстрация методов исследования, показ кинофильмов, слайдов, диапозитивов, таблиц, плакатов, мультимедийных презентаций, работа в фантомных центрах.
Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время клинических разборов, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.
В конце изучения учебной дисциплины (модуля) проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.