Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Аналитическая журналистика» является ознакомление студентов с системой основных понятий и методов подготовки аналитических выступлений в СМИ, современной концепцией видов анализа, используемых журналистами в публикациях СМИ, а также изучение аналитических жанров современной журналистики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
ПК-2 | способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-3 | способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | систему основных понятий и методов подготовки аналитических выступлений в СМИ, аналитические жанры современной журналистики, основные принципы, методы, виды и формы анализа явлений современной жизни общества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | подготавливать публикации в различных аналитических жанрах журналистики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками осмысления и анализа явлений из различных сфер жизни общества. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Аналитическая журналистика и её роль в обществе | ||||||
1.1. | Предмет, способ, функции аналитической журналистики | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Специфика аналитического способа отображения дейтсвительности | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Аналитическая журналистика как профессиональная область деятельности | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.4. | Методы исследования и отображения действительности журналиста-аналитика | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.5. | Предметные виды анализа в журналистике | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.6. | Жанры аналитической журналистики | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.7. | Жанровый анализ аналитических публикаций | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 2. Специфика аналитической деятельности журналиста | ||||||
2.1. | Методы творческой деятельности журналиста-аналитика | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Тематический и предметный анализы в детяельности журналиста-аналитика | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.3. | Аргументация в аналитической журналистике | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.4. | Аналитические жанры журналистики | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.5. | Тематические виды анализа в журналистских текстах | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.6. | Особенности подготовки журналистского расследования | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.7. | Специфика проведения журналистского расследования | Практические | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.8. | Определение жанра аналитических публикаций | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.9. | Разработка плана журналисткого расследования | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.10. | Подготовка презентации по принципам безопасности проведения журналистского расследования | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.11. | Экзамен | 6 | 27 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лазутина Г. В. | Жанры журналистского творчества : Учеб. пособие для вузов | М., 2011 | |
Л1.2 | под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской | Типология периодической печати : учебное пособие | М. : Аспект Пресс, 2009 | |
Л1.3 | Тертычный А.А. | Аналитическая журналистика: учебное пособие | Аспект Пресс, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Клюев, Ю.В. | Теория и практика массовой информации : учебное пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884 |
Л2.2 | Цвик, В.Л. | Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» | М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446404 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
Э3 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э4 | Электронный курс "Аналитическая журналистика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Adobe Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |