МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аналитическая журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Аналитическая журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Аналитическая журналистика» является ознакомление студентов с системой основных понятий и методов подготовки аналитических выступлений в СМИ, современной концепцией видов анализа, используемых журналистами в публикациях СМИ, а также изучение аналитических жанров современной журналистики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему основных понятий и методов подготовки аналитических выступлений в СМИ, аналитические жанры современной журналистики, основные принципы, методы, виды и формы анализа явлений современной жизни общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.подготавливать публикации в различных аналитических жанрах журналистики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осмысления и анализа явлений из различных сфер жизни общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Аналитическая журналистика и её роль в обществе
1.1. Предмет, способ, функции аналитической журналистики Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Специфика аналитического способа отображения дейтсвительности Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Аналитическая журналистика как профессиональная область деятельности Практические 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.4. Методы исследования и отображения действительности журналиста-аналитика Практические 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.5. Предметные виды анализа в журналистике Практические 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.6. Жанры аналитической журналистики Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.7. Жанровый анализ аналитических публикаций Сам. работа 6 15 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Специфика аналитической деятельности журналиста
2.1. Методы творческой деятельности журналиста-аналитика Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Тематический и предметный анализы в детяельности журналиста-аналитика Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.3. Аргументация в аналитической журналистике Практические 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.4. Аналитические жанры журналистики Практические 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.5. Тематические виды анализа в журналистских текстах Практические 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.6. Особенности подготовки журналистского расследования Практические 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.7. Специфика проведения журналистского расследования Практические 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.8. Определение жанра аналитических публикаций Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.9. Разработка плана журналисткого расследования Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.10. Подготовка презентации по принципам безопасности проведения журналистского расследования Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.11. Экзамен 6 27 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества : Учеб. пособие для вузов М., 2011
Л1.2 под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской Типология периодической печати : учебное пособие М. : Аспект Пресс, 2009
Л1.3 Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: учебное пособие Аспект Пресс, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
Л2.2 Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446404
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э4 Электронный курс "Аналитическая журналистика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Adobe Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.