МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аналитическая журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Аналитическая журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Аналитическая журналистика» является ознакомление студентов с системой основных понятий и методов подготовки аналитических выступлений в СМИ, современной концепцией видов анализа, используемых журналистами в публикациях СМИ, а также изучение аналитических жанров современной журналистики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-6 способностью анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ
ОПК-15 способностью ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений
ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему основных понятий и методов подготовки аналитических выступлений в СМИ, аналитические жанры современной журналистики, основные принципы, методы, виды и формы анализа явлений современной жизни общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.подготавливать публикации в различных аналитических жанрах журналистики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осмысления и анализа явлений из различных сфер жизни общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Аналитическая журналистика и её роль в обществе
1.1. Предмет, способ, функции аналитической журналистики Лекции 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Аналитическая журналистика как профессиональная область деятельности Сам. работа 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Методы исследования и отображения действительности журналиста-аналитика Сам. работа 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.4. Предметные виды анализа в журналистике Сам. работа 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.5. Жанры аналитической журналистики Лекции 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.6. Жанровый анализ аналитических публикаций Сам. работа 5 14 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Специфика аналитической деятельности журналиста
2.1. Методы творческой деятельности журналиста-аналитика Лекции 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Тематический и предметный анализы в детяельности журналиста-аналитика Лекции 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.3. Аргументация в аналитической журналистике Сам. работа 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.4. Аналитические жанры журналистики Сам. работа 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.5. Тематические виды анализа в журналистских текстах Сам. работа 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.6. Особенности подготовки журналистского расследования Сам. работа 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.7. Специфика проведения журналистского расследования Сам. работа 5 2 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.8. Определение жанра аналитических публикаций Сам. работа 5 10 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.9. Разработка плана журналисткого расследования Сам. работа 5 10 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.10. Подготовка презентации по принципам безопасности проведения журналистского расследования Сам. работа 5 10 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3
2.11. Зачет 5 4 ОК-8, ОПК-6, ОПК-15

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы:
1. Понятие «аналитическая журналистика». Предмет, цели и задачи аналитической журналистики.
2. Особенности и функции аналитической журналистики.
3. Специфика аналитического отображения действительности. Способы
отображения действительности.
4. Методы исследования. Эмпирические методы. Теоретические методы.
5. Публицистический анализ, основные виды, специфика.
6. Основные приемы истолкования объекта отображения (описание,
объяснение, прогноз, оценка, доказательство).
7. Аргументация в аналитической журналистике.
8. Виды и методы аргументации.
9. Правила и ошибки аргументации.
10. Речевые средства аргументации.
11. Жанры аналитической журналистики. Понятие жанра. Общие особенности. Жанрообразующие факторы.
12. Аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью и опрос.
13. Беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета.
14. Мониторинг, рейтинг, реплика, рецензия.
15. Статья и журналистское расследование.
16. Обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия.
17. Эксперимент.
18. Письмо (эпистола), исповедь.
19. Рекомендация, аналитический пресс-релиз.
20. Предметные виды анализа в журналистике.
21. Тематические виды анализа.
22. Понятие «журналистское расследование». Предмет, задачи журналистского расследования.
23. Анализ классических примеров журналистских расследований.
24. Российские «расследовательские» печатные СМИ и журналистские агентства.
25. «Расследовательские» телепередачи и сетевые СМИ.
26. Специфика тематики и проблематики журналистских расследований.
27. Разработка плана расследования, его познавательные этапы.
28. Специфика работы с различными источниками информации.
29. Специфические методы и способы сбора информации.
30. Структурные особенности текстов журналистских расследований.
31. Формы компоновки и стиль материала.
32. Виды журналистских расследований.
33. Принципы безопасности и правила поведения при проведении журналистского расследования.
Практическое задание:
В качестве итога изучения данной дисциплины к концу учебного семестра (до экзамена) каждому студенту необходимо написать аналитический материал (материал с элементами аналитики), используя в процессе его подготовки изученные методы исследования и отображения действительности, различные виды и средства аргументации, определенный вид(-ы) предметного и тематического анализа. На экзамене студент осуществляет презентацию данного материала, определив его жанровую принадлежность, и характеризуя его по указанным выше параметрам.
Структура билета
Экзаменационный билет № 1
1. Понятие «аналитическая журналистика». Предмет, цели и задачи аналитической журналистики.
2. Практическое задание.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества : Учеб. пособие для вузов М., 2011
Л1.2 под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской Типология периодической печати : учебное пособие М. : Аспект Пресс, 2009
Л1.3 Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: учебное пособие Аспект Пресс, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
Л2.2 Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446404
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э4 Электронный курс "Аналитическая журналистика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Adobe Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.