МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология (соц.антропология)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Антропология (соц.антропология)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 ЖУРНАЛИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с предметом социальной антропологии, проблематикой и содержанием основных направлений антропологических исследований.
Задачи изучения дисциплины
В ходе изучения данной дисциплины студенты должны получить систематизированное представление относительно:
•основных предметных областей социальной антропологии,
•особенностей ее научной парадигмы,
•сложившихся в ходе ее развития методологических подходов,
•применяемых в настоящее время исследовательских стратегий,
•классических источников и базовых текстов, репрезентирующих антропологическое знание.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила и нормы правильного функционирования организма как залог правильной самоорганизации своей деятельности, значение знаний в жизни человека, социально-психологические особенности функционирования массовой коммуникации, эффекты мифологизации и ритуализации реальности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте культурно-антропологических проблем;
различать мифотворческие практики и мистические уклоны в массовой коммуникации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками самоорганизации и самообразования, выделения и сбора культурно и антропологически значимой информации, отличать факты от мнений и мистификаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная антропология как наука
1.1. Актуальность антропологического знания. Дискуссия об объекте и предмете социальной антропологии. Лекции 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Специфика антропологического подхода к изучению социальной жизни. Сам. работа 4 4 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Основные теоретические направления и методы социальной антропологии. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Предпосылки формирования научной антропологии, ее соотношение со смежными дисциплинами, основные этапы развития.Позиция включенного наблюдения: принципы научности и герменевтический подход. Особенности научной парадигмы: метод и эпистемологическая ситуация. Сам. работа 4 4 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Основные теоретические направления и методы социальной антропологии. Значение социальной антропологии как науки и практики культурного диалога. Сам. работа 4 4 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Архив этнографического знания до возникновения научной антропологии. Сам. работа 4 4 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Миф как регулятор повседневной жизни людей
2.1. Сущность и функции мифа, его основные характеристики (М. Элиаде). Виды мифов (космогонические, эсхатологические мифы, мифы памяти и забвения и т.д.). Структура и диалектика мифа (К. Леви-Стросс). Соотношение мифа и сказки. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Сущность, функции, структура и виды мифов. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Исторические корни и морфология волшебной сказки (В.Я. Пропп). Мифологическое программирование повседневной жизни посредством бинарных оппозиций. Глубинная символика мифа (метеорологический, социологический, психологический подходы к интерпретации). Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Проявления мифологического в современном обществе. Мифы и средства массовой информации. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Ритуалы в жизненном пространстве человека
3.1. Содержание и назначение ритуала. Соотношение мифа и ритуала. Типы ритуалов (имитативные, позитивные и негативные, ритуалы жертвоприношения, ритуалы жизненных кризисов). Специфика и виды ритуалов перехода (церемонии жизненных циклов, социальной и духовной трансформации). Структура ритуалов перехода (А.Геннеп). Социально-психологические функции ритуалов перехода. Мифологическое путешествие героя: основные фазы, связь с ритуалами перехода (Дж. Кэмпбелл). Ритуалы в светском обществе. Лекции 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Сущность, структура, функции и виды ритуалов. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Магические и религиозные практики и институты
4.1. Социологические теории религии: Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс. Культурно-исторические концепции сверхъестественного: анимизм, культ предков, аниматизм, политеизм, монотеизм. Ритуальная практика: жертвоприношение, магия, гадание, колдовство, молитва. Религиозные специалисты: шаман, предсказатель, колдун, маг, жрец, пророк. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Виды и функции магии в архаической культуре. Специфика шаманских практик. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Значение колдовства в архаической культуре. Виды и функции магии. Социально-психологические факторы «эффективности» колдовства (К. Леви-Стросс). Особенности личности шамана. Путь шамана. Магия и наука (Б. Малиновский). Религиозная организация: церковь, секта, деноминация, культ. Сам. работа 4 8 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Семья и брак. Системы родства
5.1. Культурные модели любовных отношений: любовь и брак на острове Самоа, в Новой Гвинее, у горных арапешей (М. Мид). Европейские представления о романтической любви. Трансформации современного института семьи. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Любовь и брак в архаических культурах (исследования М. Мид). Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Институт брака и социальное пространство. Эндогамия и экзогамия. Брачные запреты. Обмен сестрами. Брачные выплаты. Понятие и типы семьи. Структуры родства. Родство и свойство. Системы филиации. Группы однолинейного и билатерального происхождения. Наследование имущества и статуса. Клан и линидж. Дуальная организация. Системы брачных союзов. Ограниченный и генерализированный обмен. Понятие генеалогии. Типы терминологий родства. Системы родства и социальная структура. Ритуальное родство. Сам. работа 4 8 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Агрессия как социокультурный феномен
6.1. Сущность агрессии. Биологические истоки человеческой агрессии. Агрессия как результат социального научения. Причины неэффективности природных регуляторов человеческой агрессии. Культурные регуляторы агрессии. Роль запретов и табу. Ритуалы как способ нейтрализации агрессии. Типы первобытных обществ по степени их агрессивности и деструктивности (Э. Фромм). Девиация и агрессия в современном обществе: причины и формы контроля. Дискуссия о роли СМИ в формировании агрессивной модели поведения. Лекции 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Культурные регуляторы агрессии в архаическом и традиционном обществе. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Игра в жизни человека
7.1. Понятие игры, игра как социокультурный феномен. Формы игры (состязание, представление, игра воображения). Роль игры в процессе социализации личности. Специфика игры в сравнении с ритуалом. «Игры, в которые играют люди» (Э. Берн). Драматургический подход к пониманию социальной жизни (И. Гофман). Роль игры в культуре постмодерна. Игровые элементы в массовой коммуникации. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Драматургический подход к пониманию социальной жизни (И. Гофман). Роль игры в культуре постмодерна. Игровые элементы в массовой коммуникации. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Человек перед лицом смерти
8.1. Мифологические объяснения феномена смерти. Представления о посмертном существовании. Факторы, определяющие участь умершего в загробном мире. Характер и структура загробного мира. Путешествие души в царстве мертвых. Взаимодействие между миром мертвых и миром живых. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Тибетская книга мертвых. Православные представления о посмертном существовании души. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.3. Зачет 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Добреньков В.И. Социальная антропология: учебник М.: ИНФРА-М, 2005
Л1.2 Кравченко А.И. Социальная антропология : учебное пособие М.: Академ. Проект, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная антропология: учебное пособие Ростов н/Д : Феникс, 2004
Л2.2 Леви-Строс К. Структурная антропология : М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Издательство «Юрайт» biblio-online.ru
Э2 Издательство «Лань» e.lanbook.com
Э3 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Adobe Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle.
Зачет производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов или же претендует на более высокую оценку, он отвечает устно на вопросы, включенные в билет. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание. На ответ студенту отводится 35 минут. За ответ на вопросы студент может получить максимально 20 баллов. Эти баллы суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется: при наборе не менее 50 баллов =- «зачтено», менее 50 баллов – «не зачтено».