Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г
1.1. | Сформировать у студентов необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные для дисциплины «Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях» Федеральным государственным образовательным стандартом. Сформировать у студентов систему профессиональных представлений о различных видах трудных жизненных ситуаций и психологических закономерностях их отреагирования; Сформировать у студентов навыки оказания психологической помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11 |
ОПК-4 | готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе |
ПК-5 | Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации |
ПК-7 | Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Психологические закономерности переживания трудных жизненных ситуаций и факторы успешного преодоления стрессовых состояний. Теоретические подходы и эмпирические модели оказания психологической помощи в трудных жизненных ситуациях. Возможности и ограничения конкретных методов психологической поддержки и сопровождения личности в условиях трудной жизненной ситуации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Распознавать и анализировать характеристики трудных жизненных ситуаций, значимые с точки зрения выбора оптимальной стратегии психологической помощи. Осуществлять профилактику возникновения трудных жизненных ситуаций, сопряженного с рискованным поведением молодежи. Формировать навыки эффективного преодоления сложных жизненных ситуаций у молодежи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками разработки программ и методов психологической помощи молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Навыками целесообразного отбора помогающих психологических методик и техник и их корректного использования. Навыками оценки и оптимизации собственного психологического состояния в процессе оказания психологической помощи в кризисных ситуациях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях | ||||||
1.1. | Психология жизненных ситуаций. Сравнительный анализ понятий «трудная жизненная ситуация», «экстремальная ситуация», «кризисная ситуация». Классификация трудных жизненных ситуаций | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Типология стрессоров и стрессотравмирующих событий. Психологические факторы стрессоустойчивости | Практические | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Понятие трудной жизненной ситуации. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций. Позиция личности в условиях трудной жизненной ситуации | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Особенности эмоционального переживания трудных жизненных обстоятельств. Процесс горевания | Практические | 8 | 1 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Модели, стратегии, защитные механизмы поведения человека в трудных жизненных ситуациях | Практические | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Классификация трудных жизненных ситуаций. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Понятие психологической травмы. Теории психологической травмы | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Индивидуальные кризисы жизненного пути, закономерности их возникновения и условия разрешения | Практические | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Понятие посттравматического стресса. Теоретические и эмпирические модели посттравматического стресса | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Современные экзистенциальные кризисы как предмет психологической практики | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Принципы и технологии психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Теории психологической травмы. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Психологическое сопровождение в ситуации болезни и умирания | Практические | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Принципы психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, факторы, диагностические признаки. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Особенности оказания психологической помощи участникам боевых действий и жертвам военных конфликтов | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Цели психологической помощи в экстремальной ситуации. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Психологическое сопровождение в условиях риска суицидального поведения | Практические | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.22. | Принципы психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами | Практические | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.23. | Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Вторичная травматизация специалистов помогающих профессий: профилактика и преодоление негативных последствий | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.25. | Теории посттравматического стресса. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.26. | Оказание психологической помощи в экстренных ситуациях: основные принципы, цели и методы работы | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Понятие трудной жизненной ситуации. Разграничение понятий «трудная жизненная ситуация», «экстремальная ситуация», «кризисная ситуация». Классификация трудных жизненных ситуаций. Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций. Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации. Теории психологической травмы. Теории посттравматического стресса. Принципы психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации Цели психологической помощи в экстремальной ситуации. Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, факторы, диагностические признаки. Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации. Теории психологической травмы. Теории посттравматического стресса. Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. | Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Е. А. Ипполитова | Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека | |||
Э2 | http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ | |||
Э3 | www.e-library.ru - Научная электронная библиотека | |||
Э4 | http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» | |||
Э5 | Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/ | |||
Э6 | Вопросы психологии – каталог полнотекстовых статей - http://www.voppsy.ru/ | |||
Э7 | Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/ | |||
Э8 | Интернет-служба экстренной психологической помощи – портал - http://www.psi.mchs.gov.ru/ | |||
Э9 | психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях в мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema. Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |