МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировые информационные ресурсы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Савочкина Елена Александровна

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Мировые информационные ресурсы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – формирование у студентов представления о месте и роли информационных ресурсов в современном обществе, понимания основных принципов создания и использования информационных ресурсов в профессиональной деятельности переводчика.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-12 способностью работать с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями
ПК-11 способностью оформлять текст перевода в компьютерном текстовом редакторе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.технологии поиска информации в Интернете,виды контента информационных ресурсов организации и Интернет-ресурсов;системы машинного перевода, позволяющие работать с тектами, набранными в Word.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать использование мировых информационных ресурсов на практике;пользоваться программами для перевода текстов в иной формат
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оптимизации работы с мировыми информационными ресурсами; навыками оформления перевода в компьютерном текстовом редакторе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классификация информационных ресурсов, продуктов и услуг
1.1. Информационные продукты и услуги. Информационные технологии. Лабораторные 3 4 ОПК-12 Л1.1, Л2.1
1.2. Информационные технологии Лабораторные 3 4 ОПК-12 Л1.1, Л2.1
1.3. Выполнение практических заданий Сам. работа 3 22 ОПК-12, ПК-11 Л1.1
Раздел 2. Инфраструктура информационного бизнеса
2.1. Макросектора информационного рынка. Критерии оценки эффективности информационного бизнеса. Экономические и правовые проблемы информационного бизнеса. Лабораторные 3 4 ОПК-12, ПК-11 Л1.1
2.2. Основные направления совершенствования инфобизнеса. Электронная коммерция. Характеристика информационного рынка Барнаула. Лабораторные 3 4 ОПК-12, ПК-11 Л1.1
2.3. Выполнение практических заданий Сам. работа 3 20 ОПК-12, ПК-11 Л1.1
Раздел 3. Мировые информационные сети
3.1. Структура информации в Сети. Правила поиска. Программное обеспечение навигации в Сети. Лабораторные 3 4 ОПК-12, ПК-11 Л1.1, Л2.1
3.2. Выполнение практических заданий Сам. работа 3 22 ОПК-12, ПК-11 Л1.1
Раздел 4. Стандартизация и унификация информационных ресурсов
4.1. Цифровизация информации. Объекты и субъекты стандартизации. Информационные модели. Тезаурусы. Документы и их собрания. Нормативная база стандартизации и унификации информационных ресурсов Лабораторные 3 4 ОПК-12, ПК-11 Л1.1
4.2. Выполнение практических заданий Сам. работа 3 20 ОПК-12, ПК-11 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: учебное пособие Издательство "Дашков и К", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике: учебное пособие Флинта, ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Банк шаблонов перевода типовых документов www.alba-translating.ru
Э2 Банковский переводчик онлайн yandex.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2
Windows 1
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

http://www.encyclopedia.ru/
http://www.magnet.ru/aphorism/
http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm
http://www.emory.edu/INTELNET/virt_bibl.html
http://www.nasledie.ru/
http://www.istok.ru - большая библиотека еврейских книг http://www.economics.ru/gd/ - информационный канал Госдумы РФ, с принятыми законами и стенограммами http://grandwar.kulichki.net
http://www.warlib.ru/
www.hist.msu.ru/ER

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендуемый режим и характер различных видов учебной, в том числе самостоятельной, работы:
изучение теоретического материала определяется рабочей учебной программой дисциплины, включенными в нее календарным планом изучения дисциплины и перечнем литературы; настоятельно рекомендуется при подготовке к очередной лабораторной работе освежить в памяти, по указанию преподавателя, материал предшествующих дисциплин рабочего учебного плана, на который опирается изучаемый раздел данной дисциплины;
Проверочная работа выполняется в соответствии с методическими указаниями, регламентирующими все этапы выполнения и сдачи работ, определяют свой вклад в итоговую оценку;
Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, лучше всего осуществлять на весь семестр , предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на занятиях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в списке рекомендуемой литературы. По каждой из тем для самостоятельного изучения, приведенных в программе дисциплины, следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме и нужных для освоения последующих разделов.