МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Арт-журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Плахин В.Т.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Арт-журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений об истории художественной критики и ее современных трансформациях,развитие навыков креативного письма, знание форматов текстов, принятых в различных областях арт-журналистики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональные этические нормы на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск темы и выявлять существующую проблему; получать информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксировать полученные сведения; отбирать
релевантную информацию из доступных документальных источников; проверять достоверность полученной информации, разграничивать факты и мнения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки к публикации журналистских текстов /медиапродуктов с учетом требований редакции СМИ или другого медиа; необходимым творческим потенциалом для подготовки актуального журналистского текста / медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. От художественной критики к арт-журналистике: трансформация профессии Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Русская журналистика у истоков демократического искусствоведения Практические 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Современное искусство и принцип кураторства Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Арт-критика в Интернете: выслушай всех и поступи наоборот Практические 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Жанры арт-журналистики Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Эстетико-публицистический дискурс «серебряного века»: между Незнакомкой и недотыкомкой Практические 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Театральное искусство и перформативные практики Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Художественный акционизм и арт-журналистика Сам. работа 7 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.9. Критерии оценки художественного события Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.10. Советская арт-журналистика «с человеческим лицом» Практические 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.11. Современная кино-критика Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.12. Кинорецензия Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.13. Кинорецензия Сам. работа 7 20 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.14. Рецензия на выставку (или другое важное культурное событие в городе) Сам. работа 7 20 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.15. Поверх барьеров (арт-голоса «оттуда») Практические 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.16. Литературный процесс и литературная критика Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.17. «Золотое подполье» (из истории советского рок-самиздата) Практические 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.18. Музыкальная журналистика Лекции 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.19. Субкультура в глянцевой обложке Практические 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.20. «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?» Практические 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.21. Кино, да и только Практические 7 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.22. Презентация события художественной жизни (по критериям оценки) Сам. работа 7 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.23. Профайл художника-акциониста или музыканта Сам. работа 7 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сальникова, Е. Визуальная культура в медиасреде: современные тенденции и исторические экскурсы : Прогресс-Традиция, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Бобров, А.А. Обществу и человеку. Журналистика в социально-культурной сфере : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Павлова, А.Ю. Художественная критика : ЧГИК, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под общ. ред. Л.А. Птушко Основы музыкальной журналистики : Издательство Нижегородской консерватории, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 В.В. Арсеньев, И.Д. Барский, А.Л. Богданов и др. ; под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко Основы продюсерства: Аудиовизуальная сфера : Юнити, biblioclub.ru
Л2.3 Кирия, И.В. История и теория медиа : Издательский дом Высшей школы экономики, 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э3 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.