МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аудиовизуальная журналистика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 14,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 36 36 45 45 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Аудиовизуальная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.В основе курса лежит междисциплинарный подход к феномену экранной культуры и аудиовизуальных технологий, и его цель – сформировать у студента комплексные представления об онтологии и истории аудиовизуальных искусств, взаимосвязи каждого этапа развития экранных технологий, начиная с появления фотографии и до трансформации традиционных электронных медиа в современные цифровые форматы. По итогам освоения курса студент должен знать константы визуального искусства, опирающиеся на её монтажную природу и «вечные» вопросы экранной режиссуры, зависящие от онтологической природы экранного, знать причины и механизмы жанровых и технологических трансформаций, владеть навыками работы со сложным экранным языком, создавать синопсисы, сценарные заявки и сценарии аудиовизуальных продуктов, понимать драматургические законы их создания и возможности «переупаковки» старых форматов под новые цифровые платформы и новые типы медиапотребления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.онтологию и историю аудиовизуальных искусств, взаимосвязь каждого этапа развития экранных технологий, начиная с появления фотографии и до трансформации традиционных электронных медиа в современные цифровые форматы, причины и механизмы жанровых и технологических трансформаций
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать синопсисы и сценарные заявки, писать сценарии сюжетов/программ, применять на практике монтажные правила и законы производства аудиовизуального продукта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы со сложным экранным языком и драматургическими приёмами создания аудиовизуальных продуктов, навыками «переупаковки» старых форматов под новые цифровые платформы и новые типы медиапотребления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экранная культура на пути к искусству: создание киноязыка
1.1. Неомифологизм экранной культуры. Аудиовизуальные артефакты и зарождение визуального искусства: от фотографии к движущейся картинке. Первые опыты синематографа: появление жанров и языка кино Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Проблема границ документального в экранной культуре. Первые режиссёры-документалисты. Феномен визуальной антропологии Роберта Флаэрти Лекции 4 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. От хроники к искусству: открытия советского киноавангарда. Дзига Вертов как первый тележурналист: манифесты и монтажная революция «Киноков», принцип «Киноправды Лекции 4 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Дзига Вертов и Роберт Флаэрти как два типа документализма и антиэстетическая школа Джона Грирсона Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Проблема соотношения репортажного и художественного начал в документалистике, манипулятивные возможности монтажа: эксперименты Льва Кулешова и феномен Лени Рифеншталь. Идеология военной хроники Лекции 4 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Открытие телевидения. Первые телевизионные опыты в Европе, Америке и СССР. Телевидение как канал распространения массовой культуры: примат развлекательного начала и информационная составляющая Лекции 4 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Трансформация рынка электронных медиа в условиях дигитализации. Последствия цифровизации телевидения Практические 4 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Медиаизмерения как валюта рекламного рынка аудиовизуальных СМИ. Правовой и технологический аспект системы медиаизмерений в России. Методика Mediascope: что такое пиплметры, прайм, чем рейтинг отличается от доли, проблема выборки. Медиаизмерения нелинейного медиапотребления Практические 4 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Техническая база современных аудиовизуальных СМИ. Обзор видеотехники и сопутствующего оборудования. Аппаратная эфирного вещания, «рюкзак» универсального репортёра, технические условия «прямых включений». Режиссура павильонной съёмки Практические 4 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Этапы экранного производства: pre-production, production и post-production. Организация процесса телепроизводства: специфика горизонтальных и вертикальных структур служб информационного вещания, «бригадный» тип эфирного производства Практические 4 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Аудиовизуальный продукт: синтез творческих и технологических правил. Принцип волновой зрительской рецепции. Правила программирования эфирной драматургии и типы вёрстки информационных выпусков Практические 4 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Техническое задание с примерной сметой расходов для оснащения всем необходимым оборудованием Сам. работа 4 36 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Главные открытия в области жанровых форм экранного документа: от очерка до web-documentary
2.1. Идеологические и технологические факторы «взрыва документализма» в эпоху 1960-х гг.. Возвращение вертовских принципов в движениях «Cinema Verite» во Франции и «Direct Cinema» в США как ответ на унификацию телевизионных форматов Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Отечественные поиски в области документального экрана 1960-х гг.: появление теледокументалистики, тренд репортажного и скрытого методов съёмки. Новая визуальная антропология П.Когана, В.Ротенберга, В.Лисаковича и С.Зеликина. Оформление жанровой структуры документального экрана и телевизионного эфира Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Новые жанры и методы. Экранная эссеистика Криса Маркера и открытие дистанционного монтажа Артавазда Пелешяна Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Трансформация документальных методов. Жанр докудрамы и метод игровой реконструкции. Жанр мондо как праобраз телевизионной трэш-эстетики Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Феномен мокьюментари и опасные эксперименты с жанром снафф Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Новый «бум документалистики» 1990-2000-х гг.. Манифест «Реального кино». Разрыв экранной культуры по линии массовое-элитарное: разделение на форматное (телевизионное) и неформатное (фестивальное) Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Аудиовизуальные технологии в условиях нового типа медиапотребления и дигитализации рынка СМИ. Нарратив и драматургия цифрового сторителлинга: web-documentary Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Этап pre-production: вектор движения от замысла к воплощению. Тема и идея. Конструкция будущего сюжета: драматургия события, выбор героев, локации. Основные принципы работы с синопсисом и сценарной заявкой Практические 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Этап production. Примат визуального в экранном продукте. Работа в связке оператор-репортёр/автор на этапе междукадрового монтажа. Правила работы с видеорядом и как «подружить» картинку с текстом (рейперная точка, опорные кадры, монтажная фраза, контрапункт, роль лайфов, работа с синхронами и др.) Практические 5 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Этап post-production. Работа за монтажным столом: технологический аспект. Возможности и ловушки нелинейного монтажа Практические 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Трансформация технологий и жанровой структуры традиционного телеэкрана под влиянием нового типа медиапотребления. Запрос на «неформат». Виртуализация экранного пространства. Новые технологии монтажа в прямом эфире, дополненная реальность. Практические 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.12. Работа с идеей и драматургией в больших форматах Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.13. Создание мультимедийной рецензии на документальный фильм Сам. работа 5 25 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Муратов, С. А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения: учебное пособие для вузов Издательство Юрай, 2019 https://biblio-online.ru/bcode/434634
Л1.2 Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: Юнити-Дана : Закон и право, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446404
Л1.3 Шестеркина, Л.П. Методика телевизионной журналистики: Аспект Пресс, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104063
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Познин, В. Ф. Техника и технология сми. Радио- и тележурналистика: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/bcode/433815
Л2.2 Лебедева, Т.В. Жанры радиожурналистики: Аспект Пресс, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104056
Л2.3 ред. А. Бриггз, П. Кобли ; пер. Ю.В. Никуличев. Медиа: введение: Юнити, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров https://deadline.media/
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» http://www.site.mediascope.ru/
Э3 Профессиональная конференция российских интернет-СМИ http://i-comference.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.