Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | 3 (5) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 36 | 36 | 45 | 45 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | В основе курса лежит междисциплинарный подход к феномену экранной культуры и аудиовизуальных технологий, и его цель – сформировать у студента комплексные представления об онтологии и истории аудиовизуальных искусств, взаимосвязи каждого этапа развития экранных технологий, начиная с появления фотографии и до трансформации традиционных электронных медиа в современные цифровые форматы. По итогам освоения курса студент должен знать константы визуального искусства, опирающиеся на её монтажную природу и «вечные» вопросы экранной режиссуры, зависящие от онтологической природы экранного, знать причины и механизмы жанровых и технологических трансформаций, владеть навыками работы со сложным экранным языком, создавать синопсисы, сценарные заявки и сценарии аудиовизуальных продуктов, понимать драматургические законы их создания и возможности «переупаковки» старых форматов под новые цифровые платформы и новые типы медиапотребления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | онтологию и историю аудиовизуальных искусств, взаимосвязь каждого этапа развития экранных технологий, начиная с появления фотографии и до трансформации традиционных электронных медиа в современные цифровые форматы, причины и механизмы жанровых и технологических трансформаций |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | создавать синопсисы и сценарные заявки, писать сценарии сюжетов/программ, применять на практике монтажные правила и законы производства аудиовизуального продукта |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы со сложным экранным языком и драматургическими приёмами создания аудиовизуальных продуктов, навыками «переупаковки» старых форматов под новые цифровые платформы и новые типы медиапотребления. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экранная культура на пути к искусству: создание киноязыка | ||||||
1.1. | Неомифологизм экранной культуры. Аудиовизуальные артефакты и зарождение визуального искусства: от фотографии к движущейся картинке. Первые опыты синематографа: появление жанров и языка кино | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.2. | Проблема границ документального в экранной культуре. Первые режиссёры-документалисты. Феномен визуальной антропологии Роберта Флаэрти | Лекции | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.3. | От хроники к искусству: открытия советского киноавангарда. Дзига Вертов как первый тележурналист: манифесты и монтажная революция «Киноков», принцип «Киноправды | Лекции | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.4. | Дзига Вертов и Роберт Флаэрти как два типа документализма и антиэстетическая школа Джона Грирсона | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.5. | Проблема соотношения репортажного и художественного начал в документалистике, манипулятивные возможности монтажа: эксперименты Льва Кулешова и феномен Лени Рифеншталь. Идеология военной хроники | Лекции | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.6. | Открытие телевидения. Первые телевизионные опыты в Европе, Америке и СССР. Телевидение как канал распространения массовой культуры: примат развлекательного начала и информационная составляющая | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.7. | Трансформация рынка электронных медиа в условиях дигитализации. Последствия цифровизации телевидения | Практические | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.8. | Медиаизмерения как валюта рекламного рынка аудиовизуальных СМИ. Правовой и технологический аспект системы медиаизмерений в России. Методика Mediascope: что такое пиплметры, прайм, чем рейтинг отличается от доли, проблема выборки. Медиаизмерения нелинейного медиапотребления | Практические | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.9. | Техническая база современных аудиовизуальных СМИ. Обзор видеотехники и сопутствующего оборудования. Аппаратная эфирного вещания, «рюкзак» универсального репортёра, технические условия «прямых включений». Режиссура павильонной съёмки | Практические | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.10. | Этапы экранного производства: pre-production, production и post-production. Организация процесса телепроизводства: специфика горизонтальных и вертикальных структур служб информационного вещания, «бригадный» тип эфирного производства | Практические | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.11. | Аудиовизуальный продукт: синтез творческих и технологических правил. Принцип волновой зрительской рецепции. Правила программирования эфирной драматургии и типы вёрстки информационных выпусков | Практические | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.12. | Техническое задание с примерной сметой расходов для оснащения всем необходимым оборудованием | Сам. работа | 4 | 36 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 2. Главные открытия в области жанровых форм экранного документа: от очерка до web-documentary | ||||||
2.1. | Идеологические и технологические факторы «взрыва документализма» в эпоху 1960-х гг.. Возвращение вертовских принципов в движениях «Cinema Verite» во Франции и «Direct Cinema» в США как ответ на унификацию телевизионных форматов | Лекции | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.2. | Отечественные поиски в области документального экрана 1960-х гг.: появление теледокументалистики, тренд репортажного и скрытого методов съёмки. Новая визуальная антропология П.Когана, В.Ротенберга, В.Лисаковича и С.Зеликина. Оформление жанровой структуры документального экрана и телевизионного эфира | Лекции | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.3. | Новые жанры и методы. Экранная эссеистика Криса Маркера и открытие дистанционного монтажа Артавазда Пелешяна | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.4. | Трансформация документальных методов. Жанр докудрамы и метод игровой реконструкции. Жанр мондо как праобраз телевизионной трэш-эстетики | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.5. | Феномен мокьюментари и опасные эксперименты с жанром снафф | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.6. | Новый «бум документалистики» 1990-2000-х гг.. Манифест «Реального кино». Разрыв экранной культуры по линии массовое-элитарное: разделение на форматное (телевизионное) и неформатное (фестивальное) | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.7. | Аудиовизуальные технологии в условиях нового типа медиапотребления и дигитализации рынка СМИ. Нарратив и драматургия цифрового сторителлинга: web-documentary | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.8. | Этап pre-production: вектор движения от замысла к воплощению. Тема и идея. Конструкция будущего сюжета: драматургия события, выбор героев, локации. Основные принципы работы с синопсисом и сценарной заявкой | Практические | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.9. | Этап production. Примат визуального в экранном продукте. Работа в связке оператор-репортёр/автор на этапе междукадрового монтажа. Правила работы с видеорядом и как «подружить» картинку с текстом (рейперная точка, опорные кадры, монтажная фраза, контрапункт, роль лайфов, работа с синхронами и др.) | Практические | 5 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.10. | Этап post-production. Работа за монтажным столом: технологический аспект. Возможности и ловушки нелинейного монтажа | Практические | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.11. | Трансформация технологий и жанровой структуры традиционного телеэкрана под влиянием нового типа медиапотребления. Запрос на «неформат». Виртуализация экранного пространства. Новые технологии монтажа в прямом эфире, дополненная реальность. | Практические | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.12. | Работа с идеей и драматургией в больших форматах | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.13. | Создание мультимедийной рецензии на документальный фильм | Сам. работа | 5 | 25 | ПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шестеркина, Л.П. | Методика телевизионной журналистики: | Аспект Пресс, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Муратов, С. А. | Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения: учебное пособие для вузов | Издательство Юрай, 2019 | https://biblio-online.ru/bcode/434634 |
Л1.3 | Цвик, В.Л. | Телевизионная журналистика: | Юнити-Дана : Закон и право, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лебедева, Т.В. | Жанры радиожурналистики: | Аспект Пресс, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Познин, В. Ф. | Техника и технология сми. Радио- и тележурналистика: учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.3 | ред. А. Бриггз, П. Кобли ; пер. Ю.В. Никуличев. | Медиа: введение: | Юнити, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э2 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э3 | Профессиональная конференция российских интернет-СМИ | i-comference.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оpen office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |