МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление в сфере государственной национальной политики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2020
Часов по учебному плану 122
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 122 122 122 122

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление в сфере государственной национальной политики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование понимания принципов функционирования государственных институтов в области национальных отношений, овладение методикой анализа политического процесса на разных уровнях: теоретическом, идеологическом, институциональном и инструментальном

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3.1 Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных;
ОПК-3.2 Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов;
ОПК-3.3 Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования;
ОПК-3.4 Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем;
ОПК-3.5 Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий;
ОПК-3.6 Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.направления и теории науки, которые связаны с этническим разнообразием человечества и возрастанием значимости этнического фактора в современном мире; основы этнотерриториальной организация общества, механизмов взаимодействия различных акторов в системе общественно-политических отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять основные тенденции управления этнополитическими процессами на разных уровнях социальной организации (международном, государственном, региональном, местном)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного анализа конкретных этнополитических ситуаций и задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Нация, государство, национальное государство. Современные теории и подходы Лекции 3 2 ОПК-3.1 Л2.1, Л2.2
1.2. Возможность построения демократии в полиэтнических государствах Практические 3 4 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2
1.3. Социальная стратификация этнических групп. Проблемы этнического неравенства Практические 3 6 ОПК-3.4 Л2.1, Л2.2
1.4. Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ: исторический опыт и перспективы на рубеже веков Сам. работа 3 10 ОПК-3.6 Л2.1, Л2.2
1.5. Этническая идентичность: идеология и практика социально-политических действий. Лекции 3 4 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2
1.6. Межэтнические отношения. Практические 3 6 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2
1.7. Глобализация и маргинальность. Сам. работа 3 19 ОПК-3.4 Л2.1, Л2.2
1.8. Межэтнические конфликты. Причины и пути решения. Практические 3 6 ОПК-3.2 Л2.1, Л2.2
1.9. Национальное строительство в России. Сам. работа 3 20 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2
1.10. Государственное управление в сфере национальных отношений РФ и его конституционно-правовое регулирование Лекции 3 4 ОПК-3.2 Л2.1, Л2.2
1.11. Конституционные принципы государственного управления в сфере национальных отношений в и устойчивое развитие РФ Лекции 3 4 ОПК-3.4 Л2.1, Л2.2
1.12. Осуществление государственного управления национальными отношениями в РФ Практические 3 6 ОПК-3.4 Л2.1, Л2.2
1.13. Осуществление государственного управления национальными отношениями в РФ Сам. работа 3 4 ОПК-3.1 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зорин В.Ю. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ХХ — НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие Вузовский учебник, 2014 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 управление в сфере государственной национальной политики в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом во время проведения лекции
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций:
 Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля, на которых делаются пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
 Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры.
 Названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их.
 В конспекте дословно записываются определения понятий, категорий и законов. Остальное должно быть записано своими словами.
 Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий.
 В конспект следует заносить всё, что преподаватель пишет на доске, а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д.
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Целью практических занятий является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а, следовательно, формирование у них определенных умений и навыков.
В ходе подготовки к практическому занятию необходимо прочитать конспект лекции, изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, выполнить выданные преподавателем практические задания. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы. Желательно при подготовке к практическим занятиям по дисциплине одновременно использовать несколько источников, раскрывающих заданные вопросы.
Приветствуется активное использование для освоения материалов курса и подготовки практических заданий, эссе как электронной почты (для получения документов по запросам), так и использование Интернета: справочных материалов, баз данных, электронных библиотек, общественных дискуссий (on-line-дискуссий).