МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Институты гражданского общества РФ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2020
Часов по учебному плану 76
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 76 76 76 76

Программу составил(и):
доктор социологических наук, Профессор, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, Препод., Эбелинг Э.О.

Рабочая программа дисциплины
Институты гражданского общества РФ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать теоретические знания, приобрести навыки, необходимые для анализа и прогнозирования развития гражданского общества в Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6.1 Оценивает свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные) для успешного выполнения порученного задания;
УК-6.2 Определяет образовательные потребности и способы совершенствования собственной (в т.ч. профессиональной) деятельности на основе самооценки;
УК-6.3 Выбирает и реализует с использованием инструментов непрерывного образования возможности развития профессиональных компетенций и социальных навыков;
УК-6.4 Выстраивает гибкую профессиональную траекторию, с учетом накопленного опыта профессиональной деятельности, динамично изменяющихся требований рынка труда и стратегии личного развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы, исторические условия и исследовательские подходы к определению понятия «гражданского общества» и его взаимодействия с государством
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать собственное определение гражданского общества и аргументировать его функциональность для описания современной ситуации и анализа; применять избранную теоретическую конструкцию к анализу конкретных периодов становления гражданского общества и конкретных действующих институтов гражданского общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний на практике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2.
2.1. Задачи и структура курса Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные методологические подходы к осмыслению феномена гражданского общества Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Широкий и узкий подходы к пониманию гражданского общества Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
2.4. Асимметрия во взаимоотношениях гражданского общества и государства в странах вторичной модернизации Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Гражданское общество в современной России Практические 3 12 Л1.1, Л2.1
2.6. Две точки зрения на состояние и перспективы гражданского общества в современной России Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.7. Современная правовая база создания и деятельности институтов гражданского общества Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Гражданское Общество и группы интересов Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.9. СМИ как институт гражданского общества Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
2.10. Взаимодействие Гражданского общества и государства Сам. работа 3 11 Л1.1, Л2.1
2.11. Организационные и правовые формы взаимодействия структур гражданского общества и государства – от индивидуального обмена до контрольных полномочий Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
2.12. Применимость конкретных форм взаимодействия сфер жизни общества Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мокшина В.К, Шубина С.И. Политическая социология. Часть 1. Власть и гражданское общество: учебное пособие ИД САФУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чирун С. Н. Гражданское общество российской периферии на примере Кузбасса: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 институты гражданского общества в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основная рекомендация студентам, изучающим данный курс: теоретический, концептуальный учебный материал становится понятнее и усваивается тем прочнее, чем больше он основан (проверен) на практическом опыте. Поэтому рекомендуется максимально использовать при анализе предложенных концепций Гражданского общества российских и зарубежных авторов ПРОВЕРЯТЬ ЕГО как на любых известных вам исторических примерах из практики взаимодействия государства и гражданских политических движений. Так и на любых, известных вам примерах взаимодействия государства и общества в современной России, многими из которых вы могли быть личными участниками или наблюдателями. При изучении курса старайтесь максимально использовать ваш личный гражданский опыт: участие или знакомство с деятельностью молодежных общественных объединений, кооперативных и корпоративных структур, политических партий.
Приветствуется активное использование для освоения материалов курса и подготовки самостоятельных работ - докладов, эссе, рефератов - как электронной почты (для получения документов по запросам), так и использование Интернета: справочных материалов, баз данных, электронных библиотек, общественных дискуссий (on-line-дискуссий).