Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Социальное обслуживание молодежи» являются: изучение теоретических и методологических оснований как базы для технологии практической работы по организации социального обслуживания молодежи. Определение содержания и сущности социального обслуживания молодежи; изучение основных стратегий организации молодежной деятельности и их специфики в регионе; обучение основам организации и планирования работы с молодежью в различных учреждениях (образовательных, культурно – досуговых и др.); освоение практических технологий и методик активизации социального обслуживания молодежи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ПК-6 | Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Теоретические и методологические основания технологии практической работы по организации социального обслуживания молодежи. Содержание и сущность социального обслуживания молодежи. Специфику эффективного планирования и организации молодежных сообществ в контексте мотивации молодежи к самообразованию и самоорганизации. Специфику эффективного планирования и организации работы в молодежных сообществах. Способы использования полученных знаний для решения актуальных профессиональных задач. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Реализовать основные стратегии организации молодежной деятельности и их специфику в регионе; обучать основам организации и планирования работы с молодежью в различных учреждениях (образовательных, культурно – досуговых и др.). Давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации. Осуществлять само менеджмент в контексте саморазвития. Использовать психосоциальные технологии для планирования и организации работы в молодежных сообществах в своей профессии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Реализации и совершенствования практических технологий и методик активизации социального обслуживания молодежи. Формирования личностных моделей по осуществлению саморазвития, самосовершенствования и самообПрименения разования. Применения эффективных управленческих решений в области работы с молодежью. Использования полученных знаний и навыков для решения актуальных профессиональных задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. основы социального обслуживания молодежи | ||||||
1.1. | Основные характеристики деятельности по социальному обслуживанию молодежи. | Лекции | 6 | 4 | ОК-7, ПК-6 | Л1.1 |
1.2. | Модели деятельности, связанные с социальным обслуживание молодежи. Многовариантность определения молодежи. Понятия, категории и структуры по социальному обслуживанию молодежи. | Лекции | 6 | 4 | ОК-7, ПК-6 | Л1.1 |
1.3. | Сущность организации социального обслуживания молодежи. Состояние, опыт, возможности социально-педагогических технологий в работе с молодежью. | Лекции | 6 | 8 | ОК-7, ПК-6 | Л1.1 |
1.4. | Основные направления деятельности и виды социальных служб для молодежи | Практические | 6 | 8 | ОК-7 | Л1.1 |
1.5. | Объект и субъект практики социальной работы с молодежью. Классификация объектов в практике социального обслуживания молодежи | Практические | 6 | 8 | ОК-7 | Л1.1 |
1.6. | Основные характеристики клиентов социального обслуживания. Принципы и закономерности практики социального обслуживания молодежи | Практические | 6 | 4 | ОК-7, ПК-6 | Л1.1 |
1.7. | Специализированные социальные службы, социальные комплексы, территориальные социальные центры для молодежи. | Практические | 6 | 4 | ОК-7, ПК-6 | Л1.1 |
1.8. | Особенности социального обслуживание разных категорий молодежи. | Практические | 6 | 2 | ОК-7, ПК-6 | Л1.1 |
1.9. | Современные подходы к изучению функций, статуса, типологии семьи в контексте социального обслуживания молодежи. Проблемы социального обслуживания девиантной молодежи | Сам. работа | 6 | 2 | ОК-7, ПК-6 | Л1.1 |
1.10. | Социальное обслуживание молодежи в сфере образования. Система образования как сфера жизнедеятельности человека. | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-7, ПК-6 | Л1.1 |
1.11. | Привентивно - консультативная, охранно-защитная работа с детьми и подростками. Досуговая. Спортивно-массовая, оздоровительная деятельность с молодежью. | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-7 | Л1.1 |
1.12. | Проблема преступности несовершеннолетних. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Основные подходы к профилактике противоправного поведения молодежи. Адаптационные технологии в работе молодежью | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-7, ПК-6 | Л1.1 |
1.13. | Социальное обслуживание молодежи как технология. Сущность и содержание. Технологии социального обслуживания. Социально-педагогические технологии в организации работы с молодежью. Цели и задачи реабилитационной работы. | Сам. работа | 6 | 9 | ОК-7 | Л1.1 |
1.14. | Экзамен | 6 | 27 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы и задания к экзамену 1. Теоретические вопросы 1. Дайте определение молодежи. Раскройте особенности депопуляции молодежи в современное время в РФ. 2. Каковы объект и предмет исследования организации обслуживания молодежи. 3. Каковы объект и предмет исследования социального обслуживания молодежи ? 4. Какова взаимосвязь социальной педагогики и организации социального обслуживания молодежи ? 5. Раскройте понятие «методика», ее роль в организации социально-педагогического обслуживания молодежи. 6. Методы социально-педагогической деятельности в работе с молодежью. 7. Методы коррекции в работе с молодежью. 8. Социально-педагогические технологии, их использование в работе с молодежью. 9. Система социально-педагогической деятельности (взаимосвязь между целью, содержанием, методами, формами). 10. Каковы механизмы применения социально-педагогической технологий ? 11. Основные функции семьи, их кризис, влияние кризиса семьи на молодежь. 12. Социальный статус семьи, ее типология в контексте работы с молодежью. 13. Деятельность социального педагога по работе с семьей. 14. Формы социально-педагогической помощи семье. 15. Структура социальной адаптации современной семьи. 16. Семьи группы риска. 17. Статус семьи в контексте работы с молодежью. 18. Структура социальной адаптации семьи. 19. Использование типологии семьи в социальной педагогике. Практические задания 20. Сформулируйте программу социальной помощи неблагополучным семьям. 21. Сформулируйте программу социальной помощи асоциальным семьям. 22. Опишите деятельность социального педагога по работе с семьей. 23. Предложите принципы психологической помощь семье. 24. Опишите посредническую помощь семье. Другие виды помощи семье 25. Осуществите рейтинг видов социально-педагогической помощи семье. 26. Опишите специфику кризисинтервентной помощи семье. 27. Опишите специфику проблемно-ориентированной помощи семье. 28. Опишите патронаж, его цели, принципы. 29. Опишите принципы комплексного подхода в социально-педагогической помощи семье. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов Профессия социальный педагог по работе с молодежью в 21 веке. 2. Становление работы с молодежью в России и за рубежом. 3. Обзор основных методов в работе с молодежью. 4. История развития педагогических и социально-педагогических технологий в работе с молодежью. 5. Семья как институт социализации молодого человека. 6. Особенности социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье. 7. Социальная адаптация трудных подростков. 8. Пьянство и алкоголизм как социально-педагогическая проблема. 9. Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих алкоголь. 10. Специфика подростковой наркомании. 11. Социальная дезадаптация наркоманов. 12. Социально-педагогическая реабилитация девочек-проституток. 13. Роль общественных организаций в профилактике преступного поведения. 14. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения и отклонениях в личностном развитии. 15. Профилактическая работа социального педагога при первичных формах социальной дезадаптации подростка. 16. Специализированные реабилитационные центры как институт реабилитации трудных подростков. 17. Методы и формы антиалкогольного воспитания детей в семье. 18. Конвенция ООН о правах ребенка, принимающего алкогольные напитки. 19. Роль общественных организаций в профилактике молодежного алкоголизма. 20. Социальная реабилитация освободившихся из воспитательных колоний. 21. Безработица среди молодежи как социально-педагогическая проблема. 22. Социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодежи. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под редакцией Басов Н. Ф. | Социальная работа с молодежью: учебное пособие | М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | курс в мудл Социальное обслуживание молодежи | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |