МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прогнозирование и предупреждение ЧС
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_ТБ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 14 14 14 14
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 76 75 76 75
Итого 108 107 108 107

Программу составил(и):
кандидат биол. наук, доцент, Яценко Е.С.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Прогнозирование и предупреждение ЧС

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №172)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим.наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим.наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов навыков прогнозирования и предупреждения ЧС

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью генерировать новые идеи, их отстаивать и целенаправленно реализовывать
ПК-19: умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания
ПК-21: способностью разрабатывать рекомендации по повышению уровня безопасности объекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы генерации идей;
методы прогнозирования ЧС, методы защиты населения и территории в ЧС;
методы оценки устойчивости объекта в ЧС.
3.2.Уметь:
3.2.1.генерировать новые идеи;
прогнозировать ЧС математическими и графическими методами;
оценивать состояние объектов экономики, разрабатывать и организовывать проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками генерирования новых идей;
навыками прогнозирования природных, экологических и техногенных ЧС;
методологией анализа риска возникновения аварий на опасных объектах; методиками прогнозирования последствий возникновения аварий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Чрезвыцайные ситуации: основные понятия, классификации. норматино-правовая база
1.1. Понятие ЧС, классификация ЧС. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-19, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Первичные, вторичные поражающие факторы ЧС Практические 3 2 ОПК-2, ПК-19, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Анализ ЧС в Алтайском крае Сам. работа 3 12 ОПК-2, ПК-19, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Прогнозирование ЧС
2.1. Прогнозирование ЧС. Методы прогнозирования и оценки обстановки в ЧС. Анализ рисков. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-19, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Математические методы прогнозирования ЧС: аналитические модели, имитационные модели, численные методы, теории нечетких множеств. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-19, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Построение простого дерева решений, дерева событий, дерева отказов. Разработка схемы многокритериальной модели выработки решений Сам. работа 3 11 ОПК-2, ПК-19, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Метод экспертных оценок, метод развертки , свертки проблемы, метод оперативных игр, метод анкетирования, метод эвристических сетей, метод ранжирования, метод шкальных оценок. Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-19, ПК-21
2.5. Принятие решений в условия определенности, принятия решений в условиях неопределенности. Алгоритм выбора критерия принятия решений Практические 3 2 ОПК-2, ПК-19, ПК-21
2.6. Использование ГИС технологии в прогнозировании ЧС в Алтайском крае Сам. работа 3 12 ОПК-2, ПК-19, ПК-21
2.7. Прогнозирование ЧС природного характера: геологического, гидрологического, метеорологического характера. Лабораторные 3 4 ОПК-2, ПК-19, ПК-21
2.8. Прогнозирование техногенного ЧС- пожар. Лабораторные 3 4 ОПК-2, ПК-19, ПК-21
2.9. ГИС технологии в прогнозировании ЧС. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-19, ПК-21
Раздел 3. Предупреждения ЧС
3.1. Система предупреждения ЧС. РСЧС. Нормативно –правое регулирования функционирования РСЧС Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-19, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Знакомство с применяемыми в прогнозировании методиками и аппаратурой контроля за состоянием среды Лабораторные 3 6 ОПК-2, ПК-19, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Предупреждение ЧС природного, техногенного, экологического характера. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-19, ПК-21
3.4. Разработка оперативной игры :» Подготовка сотрудников предприятия действием в ЧС природного и техногенного характера» Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-19, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Анализ возможных ЧС ситуаций и их развития, оценка рисков на промышленном предприятии. Разработка мероприятий по предупреждению и развитию ЧС на предприятии. Сам. работа 3 30 ОПК-2, ПК-19, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
в ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
нет
5.3. Фонд оценочных средств
в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.П. Пьянзин, А.Ф. Борисов. Чрезвычайные ситуации (источники, прогноз, защита): учеб. пособие НГАСУ, Вента, Н.Новгород, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пчёлкин В. И. Безопасность зданий и сооружений в зоне гидродинамических аварий на гидротехнических сооружениях. Технологии гражданской безопасности.: Вестник ФЦ "ВНИИ ГОЧС" №2(4), 2004
Л2.2 под общ. ред. А. В. Фролова. Практикум по безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие для вузов Ростов н/Д : Феникс, 2009
Л2.3 В.И. Васильев Устойчивость объектов экономики в ЧС: учеб. пособие СПб: СПб ГПУ, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Прогнозирование и предупреждение ЧС https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6384
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.