Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.04.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Комплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 20_04_01_ТБ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим.наук, доцент
1.1. | формирование у студентов навыков прогнозирования и предупреждения ЧС |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-2 | способностью генерировать новые идеи, их отстаивать и целенаправленно реализовывать |
ПК-19 | умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания |
ПК-21 | способностью разрабатывать рекомендации по повышению уровня безопасности объекта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы генерации идей; методы прогнозирования ЧС, методы защиты населения и территории в ЧС; методы оценки устойчивости объекта в ЧС. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | генерировать новые идеи; прогнозировать ЧС математическими и графическими методами; оценивать состояние объектов экономики, разрабатывать и организовывать проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками генерирования новых идей; навыками прогнозирования природных, экологических и техногенных ЧС; методологией анализа риска возникновения аварий на опасных объектах; методиками прогнозирования последствий возникновения аварий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Чрезвыцайные ситуации: основные понятия, классификации. норматино-правовая база | ||||||
1.1. | Понятие ЧС, классификация ЧС. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Первичные, вторичные поражающие факторы ЧС | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Анализ ЧС в Алтайском крае | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Прогнозирование ЧС | ||||||
2.1. | Прогнозирование ЧС. Методы прогнозирования и оценки обстановки в ЧС. Анализ рисков. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Математические методы прогнозирования ЧС: аналитические модели, имитационные модели, численные методы, теории нечетких множеств. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Построение простого дерева решений, дерева событий, дерева отказов. Разработка схемы многокритериальной модели выработки решений | Сам. работа | 3 | 11 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Метод экспертных оценок, метод развертки , свертки проблемы, метод оперативных игр, метод анкетирования, метод эвристических сетей, метод ранжирования, метод шкальных оценок. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | |
2.5. | Принятие решений в условия определенности, принятия решений в условиях неопределенности. Алгоритм выбора критерия принятия решений | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | |
2.6. | Использование ГИС технологии в прогнозировании ЧС в Алтайском крае | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | |
2.7. | Прогнозирование ЧС природного характера: геологического, гидрологического, метеорологического характера. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | |
2.8. | Прогнозирование техногенного ЧС- пожар. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | |
2.9. | ГИС технологии в прогнозировании ЧС. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | |
Раздел 3. Предупреждения ЧС | ||||||
3.1. | Система предупреждения ЧС. РСЧС. Нормативно –правое регулирования функционирования РСЧС | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
3.2. | Знакомство с применяемыми в прогнозировании методиками и аппаратурой контроля за состоянием среды | Лабораторные | 3 | 6 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
3.3. | Предупреждение ЧС природного, техногенного, экологического характера. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | |
3.4. | Разработка оперативной игры :» Подготовка сотрудников предприятия действием в ЧС природного и техногенного характера» | Сам. работа | 3 | 11 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
3.5. | Анализ возможных ЧС ситуаций и их развития, оценка рисков на промышленном предприятии. Разработка мероприятий по предупреждению и развитию ЧС на предприятии. | Сам. работа | 3 | 30 | ОПК-2, ПК-19, ПК-21 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
в ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
нет |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.П. Пьянзин, А.Ф. Борисов. | Чрезвычайные ситуации (источники, прогноз, защита): учеб. пособие | НГАСУ, Вента, Н.Новгород, 2004 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.И. Васильев | Устойчивость объектов экономики в ЧС: учеб. пособие | СПб: СПб ГПУ, 2002 | |
Л2.2 | Пчёлкин В. И. | Безопасность зданий и сооружений в зоне гидродинамических аварий на гидротехнических сооружениях. Технологии гражданской безопасности.: | Вестник ФЦ "ВНИИ ГОЧС" №2(4), 2004 | |
Л2.3 | под общ. ред. А. В. Фролова. | Практикум по безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д : Феникс, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Прогнозирование и предупреждение ЧС | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
521К | лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL. |
419К | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; | Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении. |