Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 20_03_01-ТБ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 102 | 102 | 102 | 102 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент
1.1. | Целью освоения дисциплины «Прогнозирование опасных факторов пожара» является формирование навыков оценки негативного воздействия поражающих факторов пожара на человека, здания, сооружения и окружающую среду. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОК-14 | способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности |
ПК-14 | способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду |
ПК-15 | способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации |
ПК-16 | способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов |
ПК-17 | способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | федеральные законы, нормативные акты, правила работы при прогнозирования опасных факторов пожара на опасных промышленных объектах; современные методы теоретического и практического анализа пожароопасностей; основные принципы и способы повышения надежности технических систем; методы оценки и способы снижения пожарных рисков; параметры, определяющие динамику пожаров; методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду в процессе возникновения пожаров; методы измерения уровней опасностей в среде обитания при возникновении пожаров, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации; основные математические модели пожаров (интегральные, зонные, дифференциальные) и методы их численной реализации с помощью компьютеров; происхождение и совокупное действие поражающих факторов пожара во внутренних помещениях; воздействие поражающих факторов пожара на строительные материалы и конструкции; механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара; проблемы техносферной безопасности необходимые для прогнозирования опасных факторов пожара. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок по повышению пожаробезопасности опасного промышленного объекта и управлению им; оценивать воздействие поражающих факторов с помощью физико-математических моделей; проводить численные эксперименты по моделированию пожаров применительно к решению профилактических и тактических задач (разработка рекомендаций по обеспечению безопасной эвакуации людей при пожаре, оценивать и прогнозировать допустимые нормативные уровни негативных воздействий на человека и природную среду в процессе возникновения пожаров; применять методы оценки и способы снижения пожарных рисков; - применять методы анализа пожарной опасности технологических процессов и оценки пожарного риска производственных объектов для разработки противопожарных мероприятий. проводить измерения уровней опасностей в среде обитания при возникновении пожаров, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы опасных факторов пожара; анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара; ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности при прогнозировании опасных факторов пожара. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками изучения научно-технической, нормативной, производственной информации; отечественного и зарубежного опыта в профессиональной деятельности; способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду в процессе возникновения пожаров; методами расчета динамики опасных факторов пожара с использованием известных компьютерных программ; способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы опасных факторов пожара; Знает: основные математические модели пожаров (интегральные, зонные, дифференциальные) и методы их численной реализации с помощью компьютеров; происхождение и совокупное действие поражающих факторов пожара во внутренних помещениях; воздействие поражающих факторов пожара на строительные материалы и конструкции; механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара. Умеет: анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара; Владеет: способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара; навыками определения опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска; навыком ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности при прогнозировании опасных факторов пожара. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные положения и понятия пожарных рисков, а также методов прогнозирования опасных факторов пожара (ОФП). | ||||||
1.1. | Понятие опасных факторов пожара и основные задачи их прогнозирования | Лекции | 8 | 2 | ОК-14, ПК-14 | Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Общие сведения о методах прогнозирования опасных факторов пожара в помещениях | Лекции | 8 | 2 | ОК-14, ПК-14 | Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Определение категории помещения по пожарной опасности. | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Поражающие факторы пожара. Их природа и количественная оценка. | Сам. работа | 8 | 12 | ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности и её последствий для людей и материальных ценностей | ||||||
2.1. | Тепловое поле пожара – источник высокой температуры. Формирование теплового поля пожара. | Лекции | 8 | 2 | ОК-14, ПК-14 | Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Процессы происходящие при смешанном сценарии развития событий. | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Порядок проведения оценки пожарного риска | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Теплопередача в окружающей среде. Расчет зоны теплового воздействия при горении газовоздушной смеси. | Практические | 8 | 2 | ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Расчет пожарных рисков. Пожарный риск. Расчет риска. | Сам. работа | 8 | 8 | ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Световое изучение пожара. Виды излучений. Зависимость характера излучения от вида горящего материала. | Сам. работа | 8 | 8 | ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Интегральная математическая модель пожара в помещении | ||||||
3.1. | Исходные положения, основные понятия и уравнения интегральной математической модели пожара в помещении | Лекции | 8 | 2 | ОК-14, ПК-14 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Газообмен помещений и теплофизические функции, необходимые для замкнутого описания пожара | Лекции | 8 | 2 | ОК-14, ПК-14 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Численная реализация интегральной математической модели пожара в помещении | Сам. работа | 8 | 12 | ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Основные понятия и уравнения интегральной математической модели пожара в помещении | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Расчет динамики опасных факторов пожара при объемном тушении газовыми огнетушащими составами | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.6. | Прогнозирование ОФП при тушении пожара с использованием интегрального метода | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.7. | Уравнения газообмена помещений и теплофизические функции для замкнутого описания пожара. Учет процессов тушения пожара | Сам. работа | 8 | 8 | ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Зонная математическая модель пожара в помещении. | ||||||
4.1. | Основные положения зонного моделирования пожара | Лекции | 8 | 2 | ОК-14, ПК-14 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Численная реализация зонной математической модели | Сам. работа | 8 | 12 | ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Расчет зоны задымления при пожаре. | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Модель распространения токсичных дымов от места пожара. | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.5. | Составление карт рассеяния вредных веществ в атмосфере при пожаре. | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Дифференциальная (полевая) математическая модель пожара в помещении | ||||||
5.1. | Основы дифференциального метода прогнозирования ОФП. | Лекции | 8 | 2 | ОК-14, ПК-14 | Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Численная реализация дифференциальной математической модели. | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Зоны разлития горючих жидкостей при пожарах. Определение размеров территории разлития горючих жидкостей. | Сам. работа | 8 | 12 | ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. Математическая постановка задачи о динамике ОФП в начальной стадии пожара. | ||||||
6.1. | Интегральная модель начальной стадии пожара в помещении | Лекции | 8 | 2 | ОК-14, ПК-14 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Аналитические соотношения для расчета критической продолжительности пожара в помещении | Практические | 8 | 2 | ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Порядок определения времени блокирования эвакуационных путей опасными факторами пожара в помещении | Лекции | 8 | 2 | ОК-14, ПК-14 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 8 | 30 | ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приведены в ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Федеральный закон № 123 – ФЗ от 22.07.08. ехнический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция): | , | www.consultant.ru | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | С. В. Федосов, А. М. Ибрагимов, Р. А. Соловьёв, Н. В. Мурзин, Д. В. Тараканов, С. С. Лапшин | Математическая модель пожара в системе помещений.: | Безопасность строительных систем. Экологические проблемы в строительстве. Геоэкология, №4, 2016 | vestnikmgsu.ru |
Л2.2 | Ветошкин, А.Г. | Нормативное и техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности: учебно-практическое пособие: в 2 ч. : | Вологда: Инфра-Инженерия, 2017 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466497 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методика определения расчётных величин пожарного риска на производственных объектах. Утверждена приказом МЧС России № 404 от 10.07.2009. | www.mchs.gov.ru | ||
Э2 | Моделирование и расчёт пожара. – Сайт НПФ «Интек». | firedata.ru | ||
Э3 | Прогнозирование опасных факторов пожара. – Сайт allbest. - | otherreferats.allbest.ru | ||
Э4 | ЭБС «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э5 | ЭБС «Лань» | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение: - программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»); - программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»). операционная система Microsoft Windows XP Professional Russian; - операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian. Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru) 5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru) 6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru) 7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru) 8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
501К | лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении. |