МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прогнозирование опасных факторов пожара

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент, председатель методкомиссии ХФ, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Прогнозирование опасных факторов пожара

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Прогнозирование опасных факторов пожара» является формирование навыков оценки негативного воздействия поражающих факторов пожара на человека, здания, сооружения и окружающую среду.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-14 способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности
ПК-14 способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду
ПК-15 способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации
ПК-16 способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов
ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.федеральные законы, нормативные акты, правила работы при прогнозирования опасных факторов пожара на опасных промышленных объектах; современные методы теоретического и практического анализа пожароопасностей; основные принципы и способы повышения надежности технических систем;
методы оценки и способы снижения пожарных рисков; параметры, определяющие динамику пожаров; методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду в процессе возникновения пожаров;
методы измерения уровней опасностей в среде обитания при возникновении пожаров, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации;
основные математические модели пожаров (интегральные, зонные, дифференциальные) и методы их численной реализации с помощью компьютеров; происхождение и совокупное действие поражающих факторов пожара во внутренних помещениях; воздействие поражающих факторов пожара на строительные материалы и конструкции; механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
проблемы техносферной безопасности необходимые для прогнозирования опасных факторов пожара.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок по повышению пожаробезопасности опасного промышленного объекта и управлению им;
оценивать воздействие поражающих факторов с помощью физико-математических моделей; проводить численные эксперименты по моделированию пожаров применительно к решению профилактических и тактических задач (разработка рекомендаций по обеспечению безопасной эвакуации людей при пожаре, оценивать и прогнозировать допустимые нормативные уровни негативных воздействий на человека и природную среду в процессе возникновения пожаров;
применять методы оценки и способы снижения пожарных рисков; - применять методы анализа пожарной опасности технологических процессов и оценки пожарного риска производственных объектов для разработки противопожарных мероприятий. проводить измерения уровней опасностей в среде обитания при возникновении пожаров, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы опасных факторов пожара;
анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности при прогнозировании опасных факторов пожара.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками изучения научно-технической, нормативной, производственной информации; отечественного и зарубежного опыта в профессиональной деятельности;
способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека
и природную среду в процессе возникновения пожаров;
методами расчета динамики опасных факторов пожара с использованием известных компьютерных программ; способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы опасных факторов пожара;
Знает: основные математические модели пожаров (интегральные, зонные, дифференциальные) и методы их численной реализации с помощью компьютеров; происхождение и совокупное действие поражающих факторов пожара во внутренних помещениях; воздействие поражающих факторов пожара на строительные материалы и конструкции; механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара.
Умеет: анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
Владеет: способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
навыками определения опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска; навыком ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности при прогнозировании опасных факторов пожара.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные положения и понятия пожарных рисков, а также методов прогнозирования опасных факторов пожара (ОФП).
1.1. Понятие опасных факторов пожара и основные задачи их прогнозирования Лекции 8 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1, Л2.2
1.2. Общие сведения о методах прогнозирования опасных факторов пожара в помещениях Лекции 8 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1, Л2.2
1.3. Определение категории помещения по пожарной опасности. Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2
1.4. Поражающие факторы пожара. Их природа и количественная оценка. Сам. работа 8 12 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности и её последствий для людей и материальных ценностей
2.1. Тепловое поле пожара – источник высокой температуры. Формирование теплового поля пожара. Лекции 8 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1, Л2.2
2.2. Процессы происходящие при смешанном сценарии развития событий. Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2
2.3. Порядок проведения оценки пожарного риска Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2
2.4. Теплопередача в окружающей среде. Расчет зоны теплового воздействия при горении газовоздушной смеси. Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2
2.5. Расчет пожарных рисков. Пожарный риск. Расчет риска. Сам. работа 8 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2
2.6. Световое изучение пожара. Виды излучений. Зависимость характера излучения от вида горящего материала. Сам. работа 8 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Интегральная математическая модель пожара в помещении
3.1. Исходные положения, основные понятия и уравнения интегральной математической модели пожара в помещении Лекции 8 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Газообмен помещений и теплофизические функции, необходимые для замкнутого описания пожара Лекции 8 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Численная реализация интегральной математической модели пожара в помещении Сам. работа 8 12 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Основные понятия и уравнения интегральной математической модели пожара в помещении Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Расчет динамики опасных факторов пожара при объемном тушении газовыми огнетушащими составами Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Прогнозирование ОФП при тушении пожара с использованием интегрального метода Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Уравнения газообмена помещений и теплофизические функции для замкнутого описания пожара. Учет процессов тушения пожара Сам. работа 8 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Зонная математическая модель пожара в помещении.
4.1. Основные положения зонного моделирования пожара Лекции 8 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Численная реализация зонной математической модели Сам. работа 8 12 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Расчет зоны задымления при пожаре. Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Модель распространения токсичных дымов от места пожара. Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Составление карт рассеяния вредных веществ в атмосфере при пожаре. Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Дифференциальная (полевая) математическая модель пожара в помещении
5.1. Основы дифференциального метода прогнозирования ОФП. Лекции 8 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1, Л2.2
5.2. Численная реализация дифференциальной математической модели. Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2
5.3. Зоны разлития горючих жидкостей при пожарах. Определение размеров территории разлития горючих жидкостей. Сам. работа 8 12 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Математическая постановка задачи о динамике ОФП в начальной стадии пожара.
6.1. Интегральная модель начальной стадии пожара в помещении Лекции 8 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Аналитические соотношения для расчета критической продолжительности пожара в помещении Практические 8 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Порядок определения времени блокирования эвакуационных путей опасными факторами пожара в помещении Лекции 8 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.4. Подготовка к зачету Сам. работа 8 30 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федеральный закон № 123 – ФЗ от 22.07.08. ехнический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция): , www.consultant.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. В. Федосов, А. М. Ибрагимов, Р. А. Соловьёв, Н. В. Мурзин, Д. В. Тараканов, С. С. Лапшин Математическая модель пожара в системе помещений.: Безопасность строительных систем. Экологические проблемы в строительстве. Геоэкология, №4, 2016 vestnikmgsu.ru
Л2.2 Ветошкин, А.Г. Нормативное и техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности: учебно-практическое пособие: в 2 ч. : Вологда: Инфра-Инженерия, 2017 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466497
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методика определения расчётных величин пожарного риска на производственных объектах. Утверждена приказом МЧС России № 404 от 10.07.2009. www.mchs.gov.ru
Э2 Моделирование и расчёт пожара. – Сайт НПФ «Интек». firedata.ru
Э3 Прогнозирование опасных факторов пожара. – Сайт allbest. - otherreferats.allbest.ru
Э4 ЭБС «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение:
- программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»);
- программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»).
операционная система Microsoft Windows XP Professional Russian;
- операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian.
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)
5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.