МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прогнозирование опасных факторов пожара
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-12345-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент, председатель методкомиссии ХФ, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Прогнозирование опасных факторов пожара

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Прогнозирование опасных факторов пожара» является формирование навыков оценки негативного воздействия поражающих факторов пожара на человека, здания, сооружения и окружающую среду.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-14: способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности
ПК-14: способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду
ПК-15: способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации
ПК-16: способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов
ПК-17: способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.федеральные законы, нормативные акты, правила работы при прогнозирования опасных факторов пожара на опасных промышленных объектах; современные методы теоретического и практического анализа пожароопасностей; основные принципы и способы повышения надежности технических систем;
методы оценки и способы снижения пожарных рисков; параметры, определяющие динамику пожаров; методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду в процессе возникновения пожаров;
методы измерения уровней опасностей в среде обитания при возникновении пожаров, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации;
основные математические модели пожаров (интегральные, зонные, дифференциальные) и методы их численной реализации с помощью компьютеров; происхождение и совокупное действие поражающих факторов пожара во внутренних помещениях; воздействие поражающих факторов пожара на строительные материалы и конструкции; механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
проблемы техносферной безопасности необходимые для прогнозирования опасных факторов пожара.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности при прогнозировании опасных факторов пожара.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками изучения научно-технической, нормативной, производственной информации; отечественного и зарубежного опыта в профессиональной деятельности;
способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека
и природную среду в процессе возникновения пожаров;
методами расчета динамики опасных факторов пожара с использованием известных компьютерных программ; способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы опасных факторов пожара;
Знает: основные математические модели пожаров (интегральные, зонные, дифференциальные) и методы их численной реализации с помощью компьютеров; происхождение и совокупное действие поражающих факторов пожара во внутренних помещениях; воздействие поражающих факторов пожара на строительные материалы и конструкции; механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара.
Умеет: анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
Владеет: способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
навыками определения опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска; навыком ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности при прогнозировании опасных факторов пожара.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные положения и понятия пожарных рисков, а также методов прогнозирования опасных факторов пожара (ОФП).
1.1. Понятие опасных факторов пожара и основные задачи их прогнозирования Лекции 5 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1
1.2. Общие сведения о методах прогнозирования опасных факторов пожара в помещениях Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1
1.3. Определение категории помещения по пожарной опасности. Практические 5 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
1.4. Поражающие факторы пожара. Их природа и количественная оценка. Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
Раздел 2. Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности и её последствий для людей и материальных ценностей
2.1. Тепловое поле пожара – источник высокой температуры. Формирование теплового поля пожара. Сам. работа 5 4 ОК-14, ПК-14 Л1.1
2.2. Процессы происходящие при смешанном сценарии развития событий. Сам. работа 5 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
2.3. Порядок проведения оценки пожарного риска Сам. работа 5 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
2.4. Теплопередача в окружающей среде. Расчет зоны теплового воздействия при горении газовоздушной смеси. Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
2.5. Расчет пожарных рисков. Пожарный риск. Расчет риска. Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
2.6. Световое изучение пожара. Виды излучений. Зависимость характера излучения от вида горящего материала. Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
Раздел 3. Интегральная математическая модель пожара в помещении
3.1. Исходные положения, основные понятия и уравнения интегральной математической модели пожара в помещении Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1
3.2. Газообмен помещений и теплофизические функции, необходимые для замкнутого описания пожара Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14
3.3. Численная реализация интегральной математической модели пожара в помещении Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
3.4. Основные понятия и уравнения интегральной математической модели пожара в помещении Сам. работа 5 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
3.5. Расчет динамики опасных факторов пожара при объемном тушении газовыми огнетушащими составами Сам. работа 5 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
3.6. Прогнозирование ОФП при тушении пожара с использованием интегрального метода Практические 5 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
Раздел 4. Зонная математическая модель пожара в помещении.
4.1. Основные положения зонного моделирования пожара Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1
4.2. Численная реализация зонной математической модели Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
4.3. Расчет зоны задымления при пожаре. Сам. работа 5 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
4.4. Модель распространения токсичных дымов от места пожара. Сам. работа 5 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
4.5. Составление карт рассеяния вредных веществ в атмосфере при пожаре. Практические 5 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
Раздел 5. Дифференциальная (полевая) математическая модель пожара в помещении
5.1. Основы дифференциального метода прогнозирования ОФП. Лекции 5 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1
5.2. Численная реализация дифференциальной математической модели. Сам. работа 5 2 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
5.3. Зоны разлития горючих жидкостей при пожарах. Определение размеров территории разлития горючих жидкостей. Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
Раздел 6. Математическая постановка задачи о динамике ОФП в начальной стадии пожара.
6.1. Интегральная модель начальной стадии пожара в помещении Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1
6.2. Аналитические соотношения для расчета критической продолжительности пожара в помещении Сам. работа 5 4 ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
6.3. Порядок определения времени блокирования эвакуационных путей опасными факторами пожара в помещении Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14 Л1.1
6.4. Подготовка к зачету Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1
6.5. Зачет 5 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Размещены в ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Размещены в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
Размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федеральный закон № 123 – ФЗ от 22.07.08. ехнический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция): , http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. Утверждена приказом МЧС России № 382 от 30.06.2009. http://www.mchs.gov.ru/law/Normativno_pravovie_akti_Ministerstva/item/5380580/
Э2 Методика определения расчётных величин пожарного риска на производственных объектах. Утверждена приказом МЧС России № 404 от 10.07.2009. http://www.mchs.gov.ru/law/Normativno_pravovie_akti_Ministerstva/item/5380580/
Э3 Моделирование и расчёт пожара. – Сайт НПФ «Интек». -http://firedata.ru/left_block_ss_645.html
Э4 С. В. Федосов, А. М. Ибрагимов, Р. А. Соловьёв, Н. В. Мурзин, Д. В. Тараканов, С. С. Лапшин Математическая модель пожара в истеме помещений. http://vestnikmgsu.ru/files/archive/RUS/issuepage/2013/4/14.pdf
Э5 Прогнозирование опасных факторов пожара. – Сайт allbest. - http://otherreferats.allbest.ru/life/00208367_0.html
6.3. Перечень программного обеспечения
В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение:
- программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»);
- программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»).
операционная система Microsoft Windows XP Professional Russian;
- операционная система Microsoft Windows Professional 7 Russian.
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)
5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.