МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Возрастная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № № 1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование научных представлений о становлении мира и личности человека в онтогенезе, о закономерностях психического развитии человека; обеспечение возможности решения профессиональных задач с учетом особенностей возрастного развития нуждающихся в психосоциальной помощи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность
ПК-6 Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность своей профессии и проявления ее социальной значимости. Способы планирования и организации работы в молодежных сообществах с учетом подходов возрастной психологии.
Теоретические положения курса, основные концепции и закономерности психического развития; роль и последствия разнообразных психосоциальных воздействий на развитие личности человека разного возраста; основные психологические особенности каждого возраста, возможности и ограничения человека, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, учитывает свои знания в профессиональной деятельности, использует при принятии решений по работе с молодежью
базовые и инновационные принципы и технологии эффективного взаимодействия с молодежью, основы планирования и организации работы с молодежью, опираясь на знание психологических особенностей данного возраста.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осознавать социальную значимость своей профессии в процессе работы с молодежью разного возраста. Организовать и спланировать молодежные мероприятия с учетом знаний по возрастной психологии. Устанавливать соотношение между индивидуальным поведением человека и его возрастными особенностями, раскрывая неблагоприятные и благоприятные факторы его развития; свободно оперировать широкой профессиональной терминологией; грамотно аргументировать выбранную профессиональную позицию к анализируемой психолого-педагогической ситуации; планировать, организовывать, осуществлять разнообразные формы деятельности с разными возрастными группами и потенциальными клиентами, представителями разных возрастных групп; соблюдать этические принципы, правила организации и проведения психосоциальной работы с молодежью разного возраста.
планировать и организовывать молодежные мероприятия, учитывая требования возрастной психологии в своей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Принятия решений в процессе профессиональной деятельности по решению проблем молодежи разного возраста.
Разнообразными навыками анализа и решения профессиональной задачи с учетом возрастных особенностей потенциальной аудитории, потенциального клиента, и готов нести ответственность за принимаемы профессиональные решения; способами профилактики негативных вариантов развития личности, прогнозировать возможности развития человека; навыками анализа типичных и своеобразных профессиональных задач с учетом нравственных, этических возрастных, психологических, индивидуальных норм и правил.
эффективного менеджмента в области работы с молодежью, опираясь на эффективные подходы к молодежи на основе знания ее возрастных особенностей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы
1.1. Предмет, задачи, методы возрастной психологии Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.2. Методы возрастной психологии Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.3. Психологическая категория «детство». Психологическая категория «развитие». Психологическая категория «возраст» Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.4. Проблемы возрастной периодизации Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.5. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.6. Культурно-исторический подход в периодизации психическогоразвития Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.7. Сравнительная характеристика развития сенсорики и моторики в периоды раннего и позднего младенчества Практические 6 10 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.8. Виды деятельности ребенка раннего возраста и их роль на психическое развитие Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.9. Психологические особенности ребенка-дошкольника. Продуктивные виды деятельности ребенка-дошкольника – необходимое условие психического развития Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.10. Основные линии развития и новообразования дошкольника Практические 6 14 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.11. Готовность ребенка к школьному обучению: принципы социальной, психологической и педагогической диагностики Сам. работа 6 8 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.12. Психологические особенности младшего школьного возраста Сам. работа 6 6 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.13. Трудности обучения в школе: пути их преодоления Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.14. Психологические особенности подросткового возраста. Формирование личности в подростковом возрасте Сам. работа 6 6 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.15. Чувство взрослости . Юношество и молодость: переход от детства к взрослости Сам. работа 6 2 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.16. Самоопределение в собственной жизнедеятельности. Эффективное самоопределение Сам. работа 6 3 ОПК-2, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.17. Экзамен 6 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи возрастной психологии.
2. Психологическая категория «возраст».
3. Психологическая категория «развитие». Преформированный и непреформированный типы развития.
4. Биологический фактор развития (теория рекапитуляции). Соотношение биологического и социального факторов.
5. Социальная среда как фактор развития. Соотношение биологического и социального факторов.
6. Принцип конвергенции двух факторов (В. Штерн). Положение Л.С. Выготского о единстве наследственных и социальных факторов развития.
7. Понятия «сензитивные периоды развития», «зона ближайшего развития». «ЗБР» как принцип обучения, принцип диагностики.
8. Законы и закономерности психического развития ребенка.
9. Проблема возрастной периодизации. Возрастной период. Стабильные и кризисные периоды.
10. Проблема возрастной периодизации. Характеристика основных групп возрастных периодизаций (периодизация по внешнему признаку, периодизация по одному признаку, периодизация по нескольким признакам развития).
11. Социальная ситуация развития, новообразования, ведущий вид деятельности, кризис как ведущие характеристики возрастного периода.
12. Общая характеристика кризиса новорожденности.
13. Общая характеристика возрастного периода младенчества.
14. Характеристика кризиса первого года.
15. Общая характеристика возрастного периода раннего детства
16. Характеристика кризиса трех лет.
17. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
18. Общая характеристика возрастного периода дошкольного детства
19. Кризис 7 лет. Основная характеристика
20. Основные условия развития в младшем школьном возрасте.
21. Структура учебной деятельности, общие закономерности формирования учебной деятельности.
22. Общая характеристика подросткового возраста.
23. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста
24. Характеристика психологических особенностей взрослого человека и человека зрелого возраста
25. Периодизация старения. Типы приспособления личности к старости: конструктивный тип, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к другим, отношение враждебности к себе
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Динамика и структура возраста
Проблемы соотношения развития и обучения
Л.С. Выготский о единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: основные положения
Исследования Божович Л.И. о возрастной динамики
Возрастная психология Древней Греции
Вопросы психологического развития детей в период Возрождения
Тесты как метод исследования
Лонгитюдная стратегия исследования
Роль взрослого в развитии ребенка
Периодизация возрастного развития Слободчикова В.И., Цукерман В.И.
Психологические особенности депривированного ребенка
Генезис форм общения ребенка со взрослым от 0 до 7 лет.
Динамика форм общения ребенка со сверстником от 0 до 7 лет.
Особенности психического развития детей раннего возраста, находящихся в условиях материнской депривации.
Индивидуальные особенности детей раннего возраста и их учет в воспитании
Влияние различных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка
Использование игры в психотерапевтической и психокоррекционной деятельности психолога с детьми дошкольного возраста
Элементы учебной деятельности в дошкольном детстве.
Готовность ребенка к школьному обучению.
Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: агрессивность, тревожность, социально-педагогическая запущенность.
Роль сверстников в формировании самооценки детей младшего школьного возраста.
Основные условия развития в младшем школьном возрасте.
Неблагоприятные варианты развития в подростковом возрасте: девиантное поведение, суицидальное поведение, агрессивность.
Особенности общения подростков со сверстниками.
Формирование профессиональной направленности подростков.
Неформальные объединения подростков.
Проблемы асоциального поведения подростков. Меры профилактики подросткового асоциального поведения
Проявление потребности в самовыражении (проблемы творчества и асоциального поведения) в период юности.
Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности
Развитие творческой активности в период юности.
«Биографические» кризисы.
Самореализация как способ построения жизненного пути
Психологические особенности мужчин, вернувшихся из зон военных конфликтов.
Семейные конфликты. Причины.
Профилактика старения
Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.
Основные направления работы психолога с пожилыми.
Завершение профессиональной деятельности: основная характеристика кризиса
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении: практическими заданиями, вопросами семинаров, темами рефератов, вопросами к зачету.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обухова Л.Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сорокоумова Е.А. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle Возрастная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.