МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прогнозирование ЧС

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-12345-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 183
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат биол. наук, доцент, Яценко Е.С.

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Прогнозирование ЧС

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, ддоктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, ддоктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение готовности к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-14 способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности
ПК-14 способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду
ПК-15 способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации
ПК-16 способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов
ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.организационно-правовые основы управленческой деятельности;
нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду;
уровни опасностей в среде обитания;
механизмы воздействия опасностей на человека;
опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать деятельность предприятия в области производственной безопасности;
определить нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду;
обрабатывать полученные результаты уровней опасности;
определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия;
определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения на практике элементов менеджмента охраны труда, промышленной и экологической безопасности;
методами определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду;
навыками составления прогнозов возможного развития чрезвычайной ситуации, типичных для региона;
методами определения характера взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики и комбинированного действия вредных факторов;
методами анализа опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска, методами оценки и расчеты различных рисков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Прогнозирование ЧС. Понятийный аппарат, цели, задачи. Методы прогнозирования ЧС
1.1. Прогнозирование ЧС:основные термины и понятия Лекции 5 1 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.2. Методы прогнозироования ЧС. Классифискация методов прогнозирования ЧС Лекции 5 1 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.3. Математические методы прогнозирования ЧС Лекции 5 1 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.4. Расчетно-графические методы прогнозирования ЧС Лекции 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.5. Аналитические модели, имитационные модели, численные метод, теории нечетких множеств. Практические 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.6. Анализ иммитационных моделей в прогнозироования ЧС Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.7. Анализ аналитических моделей прогнозироваия ЧС Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.8. Принятие решений в условия определенности, принятия решений в условиях неопределенности. Алгоритм выбора критерия принятия решений. Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.9. Разработка решений в условия определенности. Разработка решений в условиях неопределенности Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.10. Анализ алгоритма выбора критерия принятия решений Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.11. Методика построения простого дерева решений, дерева событий, дерева отказов. Разработка схемы многокритериальной модели выработки решений Лекции 5 1 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.12. Порстроение простого дерева событий и дерева отказов для ЧС техногенного характира Практические 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.13. Метод экспертных оценок, метод развертки , свертки проблемы, метод оперативных игр, метод анкетирования, метод эвристических сетей, метод ранжирования, метод шкальных оценок. Лекции 5 1 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.14. Разработка опреративной игры, как метода прогнозирования Практические 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.15. Проведение анкетирования. Разработка эвристических сетей Практические 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.16. Анализ результатов экспертных оценок прогнозирования ЧС. Разработка эксперного заключения Лекции 5 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита от них
2.1. Общие сведения, характеристика, классификация и причины возникновения ЧС природного характера Лекции 5 1 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.2. Геофизические опасные явления. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления) Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.4. Морские гидрологические опасные явления. Гидрологические опасные явления Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.5. Природные пожары Инфекционная заболеваемость людей. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.6. Природные пожары Инфекционная заболеваемость людей. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.7. Общие сведения, характеристика, классификация и причины возникновения ЧС техногенного характера Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.8. Общие сведения, характеристика, классификация и причины возникновения ЧС техногенного характера Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.9. Транспортные аварии (катастрофы). Пожары, взрывы, угрозы взрывов Сам. работа 5 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.10. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ). Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ). Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ) Сам. работа 5 9 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.11. Внезапное обрушение зданий, сооружений. Аварии на электроэнергетических системах. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии на очистных сооружениях Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. ГИС технологии в прогнозированиии ЧС
3.1. Использование ГИС технологии в прогнозировании ЧС Сам. работа 5 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
3.2. Использоваание ГИСтехнологий в прогнозировании ЧС природного характера Практические 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
3.3. Использование ГИС технологии в прогнозировании ЧС техногенного характерв Практические 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
3.4. Анализ результатов использовнияя ГИС технологий припрогнозировании ЧС в Алтайском крае Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Прогнозирование ЧС
4.1. Прогнозирование природных ЧС гидрологического характера Сам. работа 5 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.2. Прогнозирование природных ЧС метеорологического характера Сам. работа 5 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.3. Прогнозирование ЧС экологического характера Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.4. Прогнозировние биологических ЧС Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.5. Прогнозирования пожаров техногенного характера Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.6. Прогнозирование последвий аварий на ОПО (утечка хлора) Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.7. Прогнозирование последствий аварии на АЭС Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.8. Прогнозирование социальных ЧС Сам. работа 5 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.9. Оценка эффективности мероприятий по прогнозированию ЧС в Алтайском крае с 2010 по 2018г. Сам. работа 5 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлен в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Хван, П.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2014 /biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271593
Л1.2 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/2FADFE17-E750-4E6F-8ACB-CC3863FAB4C4
Л1.3 С. В. Федосов, А. М. Ибрагимов, Р. А. Соловьёв, Н. В. Мурзин, Д. В. Тараканов, С. С. Лапшин Математическая модель пожара в системе помещений.: Безопасность строительных систем. Экологические проблемы в строительстве. Геоэкология, №4, 2016 vestnikmgsu.ru
Л1.4 Федеральный закон № 123 – ФЗ от 22.07.08. ехнический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция): , www.consultant.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ветошкин, А.Г. Нормативное и техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности: учебно-практическое пособие: в 2 ч. : Вологда: Инфра-Инженерия, 2017 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466497
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Яценко Е.С. Прогнозирование ЧС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Единый образовательный портал АлтГУ
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7165

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.