МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология экстремальных ситуаций
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_ТБ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н, доцент, Яценко Елена Сергеевна

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Психология экстремальных ситуаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №172)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев сергей Васильевич, д.х.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев сергей Васильевич, д.х.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения данной дисциплины является подготовка студента к профессиональной деятельности в области психологии, формирование у студентов соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, формирование у студентов знаний о важнейших законах, закономерностях и принципах создания, функционирования и развития психических процессов и личности, ознакомление студентов с основными отраслями научной психологии в области экстремальных ситуаций и состояний, видами и сферами работы психологов-практиков вэкстремальных и чрезвычайных ситуациях, формирование образа психолога-профессионала, работающего с кризисными состояниями (когнитивная и ценностно-смысловая составляющая), содействие развитию мотивации к освоению профессии «психолог», раскрытие основных проблем, связанных с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в трудной и экстремальной ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12: владением навыками публичных выступлений, дискуссий, проведения занятий
ПК-8: способностью ориентироваться в полном спектре научных проблем профессиональной области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности написания и презентации научных докладов, статьей;
главные проблемы защиты окружающей среды, основные источники информации в данной области знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.участвовать в научных дискуссиях;
выступать перед аудиторией с презентацией;
проводить научные семинары, конференции, круглые столы;
выбирать методики и приборы для проведения научных исследований в области экологического мониторинга, использовать современные научные подходы и источники при решении научных проблем в области экологического мониторинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом профессионального участия в научных дискуссиях;
навыками публичного выступления через участие в работе научного семинара, конференции, коллоквиума;
навыками сбора, обработки, систематизации информации, выбора методов и средств решения исследовательских задач экологического мониторинга территорий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология экстремальных ситуаций
1.1. Введение в психологию экстремальных ситуаций. Катастрофа, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация, кризис: определение, классификация, соотношение понятий Лекции 3 4 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Понятия чрезвычайной, экстремальной кризисной ситуации. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация Сам. работа 3 10 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Кризисная ситуация. Кризис. Влияние экстремальных ситуаций на человека Практические 3 4 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Стресс: история изучения, определение, кривая развития стрессовой ситуации. Стресс: история изучения и современные представления. Кривая развития стрессовой ситуации. Понятие о стрессоустойчивости Лекции 3 4 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Психофизиология стресса, или как работает организм при возникновении стрессовой ситуации. Природа возникновения стресса. Физиологические и психологические проявления. Нервная система: анатомическое строение и функциональное деление. Механизмы стресса Сам. работа 3 10 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Психология стресса. Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса. Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса Практические 3 2 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Экстренная психологическая помощь. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Помощь при страхе. Помощь при тревоге. Помощь при плаче. Помощь при истерике. Помощь при апатии. Помощь при чувстве вины или стыда. Помощь при двигательном возбуждении. Помощь при нервной дрожи. Помощь при гневе, злости, агрессии. Самопомощь при острых реакциях на стресс Практические 3 2 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте ЧС. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи Лекции 3 4 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Принципы и этические нормы специалиста психолога при работе в чрезвычайной ситуации. Методы оказания экстренной психологической помощи. Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи Сам. работа 3 6 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Отсроченные реакции на травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Реакции горя. Психосоматические расстройства Практические 3 8 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Посттравматическое стрессовое расстройство. Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Основные направления реабилитации ПТСР Сам. работа 3 10 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста Сам. работа 3 18 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Профессиональное здоровье специалистов. Профессиональное развитие Практические 3 4 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Профилактика синдрома профессионального выгорания у специалистов экстремального профиля Сам. работа 3 10 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Нейро-лингвистическое программирование Сам. работа 3 12 ОК-12, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. В чем различия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуаций.
2. Назовите группы субъектов экстремальной ситуации.
3. Что является предметом изучения психологии экстремальных ситуаций?
4. Какие бывают чрезвычайные ситуации?
5. Дайте определение психологии экстремальных ситуаций.
6. Дайте определение ЧС. Дайте определение ЭС.
7. Что такое кризис. Какие бывают кризисы.
8. Дайте определение понятию «стресс».
9. Что такое общий адаптационный синдром и какие стадии развития этого
синдрома вам известны? В какой стадии общего адаптационного синдрома выделяют фазы «шока» и «противотока»?
10. На какой стадии развития стресс-реакции изменения, происходящие в организме, считают необратимыми?
11. Какие эмоциональные субсиндромы стресса вам известны?
12. Дайте определение понятию «стрессоустойчивость».
13. Влияют ли личностные особенности человека на степень его
стрессоустойчивости? Люди с каким типом нервной системы более подвержены влиянию стресса? 14. Чем представлены центральный и периферический
отделы нервной системы? Из каких отделов состоит головной мозг человека?
15. Какие функции выполняют соматическая и автономная (вегетативная) нервная система? Чем отличаются по своему воздействию на организм симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы?
16. Дайте определение понятию «стресс-реализующие системы». Какова физиологическая роль выброса в кровь гормонов адреналина и
норадреналина на начальных этапах стресс-реакции?
17. Какие стресс-лимитирующие системы, существующие в организме человека, вам известны?
18. Что такое психологический стресс? Приведите примеры психических стрессоров.
19. Назовите виды (уровни) реакций на стресс.Какие эмоции возникают у человека в стрессовой ситуации?
20. Есть ли однозначная зависимость между типом стресса и конкретными
эмоциями? Назовите факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса.
21. Каковы негативные последствия стресса для человека?Какое позитивное влияние оказывает стресс на жизнь человека?
22. Вспомните два случая из своей жизни: один — когда стресс вам помогал в вашей жизненной ситуации, второй — когда состояние стресса негативно сказывалось на данной ситуации. В первом случае рассмотрите, в чем состояло положительное влияние стресса, а во втором — на чем именно стресс сказывался отрицательно. В чем для вас состояла разница в переживании этих двух стрессовых ситуаций?
23. Что такое острое стрессовое расстройство? Какие реакции вызывает интенсивный стресс?
24. Перечислите основные правила оказания экстренной психологической помощи.
25. Расскажите о приемах само- и взаимопомощи при агрессии и при двигательном возбуждении. Расскажите о приемах само- и взаимопомощи при страхе.
26. Расскажите о приемах само- и взаимопомощи при тревоге.Расскажите о приемах само- и взаимопомощи при истерике.
27. В какой период времени после стрессового воздействия может быть оказана экстренная психологическая помощь? 28. Назовите основные этапы организации экстренной психологической помощи при чрезвычайной ситуации. Дайте определение экстренной психологической помощи.
29. Расскажите об основных этических принципах работы психолога в чрезвычайной ситуации.
30. Перечислите основные задачи, решаемые психологами при оказании экстренной психологической помощи в целом и на каждом этапе работы.
31. Охарактеризуйте своеобразие условий оказания экстренной психологической помощи.
32. Что такое «отсроченные реакции на стрессовую ситуацию»? Что включается в понятие психическая травма?
33. Характеристика травматической стрессовой ситуации.Условия восприятия человеком сильного стресса как травматического.
34. Факторы, влияющие на степень воздействия на человека сильной стрессовой ситуации.Стратегии поведения людей, получивших психическую травму.
35. Феномен компульсивного поведения. Динамика переживания травматической ситуации.
36. Условия возникновения ПТСР. Группы риска развития ПТСР.
37. Симптомы депрессивного состояния. Феноменология суицида. Виды суицидов. Факторы, формирующие суицидальные намерения.
38. Факторы, усугубляющие тяжесть горевания.
39.Ситуации, вызывающие психосоматические реакции. Общие механизмы преодоления ситуации тяжелого психосоматического
заболевания.
40. Профилактика ПТСР. Оказание психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
41. Факторы риска возникновения посттравматического стрессового расстройства.
42.Особенности поведения детей, переживших утрату родителя. Патологические реакции детей, переживших утрату.
43. Приведите пример нарушения профессионального развития. Приведите пример биографии профессионала, достигшего этапа наставничества.
44. Перечислите этапы профессионального становления личности. Перечислите ряд профессионально важных качеств спасателей и пожарных.
45. Приведите пример профессионала (из литературных источников или из
собственного опыта), у которого сформировался синдром выгорания.
46. В чем отличия симптома эмоционального выгорания «неадекватное
эмоциональное реагирование» от раздражения?
47. Перечислите, на какие сферы может оказывать негативное влияние
сформировавшийся синдром эмоционального выгорания у специалиста.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств указан в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцова М.А., Самаль Е.В. ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5E7A29AC-88FC-47C0-B76D-34FF52261C2D
Л1.2 Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=458913
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Д. Демина [и др.] Психология экстремальных ситуаций: факторы психологической адаптации и реабилитации: монография Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/872
Л2.2 Заварзина Ольга Валерьевна Психология экстремальных ситуаций: Учебник КУРС, 2018 http://znanium.com/go.php?id=938968
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины