Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения дисциплины (модуля)Введение в специальность являются: знакомство с особенностями журналистской деятельности, получение начального представления о журналистике как сфере профессиональной деятельности, формирование практических навыков работы с информацией, изучение основных принципов создания журналистских текстов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ПК-2 | Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | истоки, сущность и специфику журналистской профессии; важнейшие социальные роли журналиста, профессиограмму; особенности необходимых личностных и профессиональных качеств |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | базироваться на наполученных знаниях в своей учебной и профессиональной работе и при выработке карьерных траекторий; развивать личностные качества, вырабатывать собственную позицию; ориентироваться в процессах, которые происходят в системе СМИ России |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | теоретическими знаниями о СМИ как о сложно организованной системе в сфере коммуникативно-информационных отношений общества, характере его целостности как структурно-функционального компонента социальной системы; навыками практической творческой работы журналиста, а также навыками структурного и типологического анализа периодического издания, программ радио и телевидения, учитывая специфику средства массовой информации, его вида и типа; теоретические знания по проблемам типологии, дифференциации и взаимодействия СМИ на практике |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Профессия: журналист. | ||||||
1.1. | Роль и значение журналистики в обществе. Генезис и история журналистской профессии, тенденции развития. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Анализ сходства и различия профессии журналиста с другой профессией | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Современная российская журналистика: факторы влияния на журнализм | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Словарь журналистских терминов | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Журналистика как система | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Тематические постеры | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Мотивы выбора профессии | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Современная пресса (методология, технологические особенности) | ||||||
2.1. | Журналистское образование | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Пресс-релиз | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | План сбора материала, элементы визуализации журналисткого текста в стиле лонгрид | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Журналист и его работа: составляющие профессии и профессионализма | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Сетевые СМИ: структурно-функциональные особенности, многообразие форм. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Корпоративные СМИ | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.8. | Конвергентная редакция Информационные агентства | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.9. | Блок новостей | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.10. | Работа с теоретическим материалом | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Результативность деятельности СМИ | ||||||
3.1. | Анализ причинно-следственных связей в журналистком тексте | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | План мультимедийного журналисткого текста (для интернет-версии, печатного издания, социальной сети) | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Типологический анализ СМИ | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Подготовка собственных материалов | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Анализ собственных медиатекстов | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Свитич Л.Г. | Введение в специальность. Профессия: журналист: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2012 | |
Л1.2 | А.А. Бобров | Путь к профессионализму: учебное пособие | М. : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Коханова Л. А., Калмыков А. А. | Основы теории журналистики: учеб. пособие для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | |
Л2.2 | Пахряев, Д.Б. | Эволюция теоретических концепций телевизионной журналистики: | М. : Лаборатория книги//ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140920 |
Л2.3 | Прохоров, Е.П. | Введение в теорию журналистики: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э3 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э4 | Электронный курс "Введение в специальность" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Mozilla Firefox, OpenOffice. 7 Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |