МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в специальность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Овчинников В.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Введение в специальность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины (модуля)Введение в специальность являются знакомство с особенностями журналистской деятельности, получение начального представления о журналистике как сфере профессиональной деятельности, формирование практических навыков работы с информацией, изучение основных принципов создания журналистских текстов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-3 способностью понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.истоки, сущность и специфику журналистской профессии; важнейшие социальные роли журналиста, профессиограмму; особенности необходимых личностных и профессиональных качеств
3.2.Уметь:
3.2.1.базироваться на наполученных знаниях в своей учебной и профессиональной работе и при выработке
карьерных траекторий; развивать личностные качества, вырабатывать собственную позицию; ориентироваться в процессах, которые происходят в системе СМИ России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.теоретическими знаниями о СМИ как о сложно организованной системе в сфере коммуникативно-информационных отношений общества, характере его целостности как структурно-функционального компонента социальной системы; навыками практической творческой работы журналиста, а также навыками структурного и типологического анализа периодического издания, программ радио и телевидения, учитывая специфику средства массовой информации, его вида и типа; теоретические знания по проблемам типологии, дифференциации и взаимодействия СМИ на практике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Профессия: журналист.
1.1. Роль и значение журналистики в обществе. Генезис и история журналистской профессии, тенденции развития. Лекции 1 2 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Современная российская журналистика: факторы влияния на журнализм Лекции 1 2 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Словарь журналистских терминов Сам. работа 1 4 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Тематические постеры Сам. работа 1 2 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Журналист и его работа: составляющие профессии и профессионализма Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Современная пресса (методология, технологические особенности)
2.1. Создание пресс-релиза Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Блок новостей за неделю Сам. работа 1 10 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Работа над текущим теоретическим материалом Сам. работа 1 8 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Создание плана сбора материала, элементы визуализации журналисткого текста в стиле лонгрид Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Корпоративные СМИ Лекции 1 2 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Подготовка собственных материалов Сам. работа 1 16 ОК-7, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Анализ собственных текстов Сам. работа 1 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.2 А.А. Бобров Путь к профессионализму: учебное пособие М. : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коханова Л. А., Калмыков А. А. Основы теории журналистики: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 Пахряев, Д.Б. Эволюция теоретических концепций телевизионной журналистики: М. : Лаборатория книги//ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140920
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReade
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.