МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Взаимодействие медиа и аудиторий
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Взаимодействие медиа и аудиторий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.• знакомство с понятием "аудитория" - одним из ключевых в деятельности СМИ; освещение развития представлений об аудитории в мировой истории,
• изучение основных методов измерения аудитории СМИ, системы стандартных показателей аудитории печатных СМИ, радиоаудитории, телевизионной аудитории, аудитории Интернета;
• анализ закономерностей восприятия медиаматериалов и поведения аудитории СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики
ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые положения теории аудитории медиа; основные вехи в историческом развитии представлений о природе аудитории медиа; основные вехи в истории развития методов исследования аудитории медиа; современные методы исследования аудиторий медиа; основные закономерности поведения аудитории медиа; основные диспозиционные закономерности аудиторий медиа; стандартные параметры измерения аудитории медиа; возможности использования результатов исследования аудиторий медиа в редакционной практике.
3.2.Уметь:
3.2.1.грамотно интерпретировать и использовать параметры аудитории различных СМИ в редакционной практике; формировать запросы исследовательским структурам по тем или иным аспектам изучения аудитории СМИ; оценить качество данных об аудитории СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с аудиторией СМИ в своей редакционной практике, вести диалог с потенциальной аудиторией, руководствуясь ее основными показателями, методами анализа аудитории, способами взаимодействия медиа и аудитории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Феномен аудитории Лекции 8 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. История исследований аудитории Практические 8 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Современные методы исследования аудитории Практические 8 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Композиционные и диспозиционные закономерности аудитории в массово-коммуникационных процессах Лекции 8 4 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Специфика медиапотребления в XXI веке Лекции 8 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Стандартные параметры измерения аудитории СМИ Практические 8 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Источники трафика, способы взаимодействия с аудиторией медиа Лекции 8 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Маркетинговые, редакционные и SMM-метрики: общая характеристика Практические 8 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Использование данных исследований аудитории в редакционной практике Практические 8 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Социальные и новые медиа: особенности взаимодействия с аудиторией Лекции 8 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Краудсорсинг, краудфандинг, paywall – как принципы взаимодействия аудитории и новых медиа Практические 8 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Изучение литературы при подготовке к практическим занятиям Сам. работа 8 24 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Реферат по дисциплине Сам. работа 8 12 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Подготовка к зачетному занятию Сам. работа 8 12 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Забуга М.Г. Исследование аудитории как необходимый этап моделирования СМИ : , 2013 https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-auditorii-kak-neobhodimyy-etap-modelirovaniya-smi
Л1.2 Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России : Аспект Пресс, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457334
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Синдяев, А.В. Особенности аудитории российских СМИ : Лаборатория книги, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140092
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное научное издание «Медиаскоп» (http://www.mediascope.ru)
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров https://deadline.media/
Э3 Журнал «Журналистика и медиарынок» http://www.jourmedia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.