Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 | 172 | 172 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения дисциплины является усвоение основ археологической науки вообще и библейской археологии в частности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности развития библейской археологии как науки; профессиональную терминологию, основные тенденции развития религиоведческой науки; содержание и специфические особенности религиозной культуры Сиро-Палестинского региона. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | толерантно воспринимать социальные и культурные различия; использовать профессиональные знания в процессе обучения;интерпретировать особенности развития материальной и духовной культуры Палестины в религиозной контексте. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о ценности исторического и культурного наследия; навыками аргументации собственной позиции; навыками работы с научно-исследовательской литературой. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс дисциплины | ||||||
1.1. | Библейская археология как научное направление | Лекции | 2 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
1.2. | Теоретические основы археологических исследований | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
1.3. | Теоретические основы археологических исследований | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
1.4. | История изучения археологических памятников Ближнего Востока | Лекции | 2 | 4 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
1.5. | История изучения археологических памятников Ближнего Востока | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
1.6. | История изучения археологических памятников Ближнего Востока | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
1.7. | Понятие «библейская археология». Предмет и объект исследования. Особенности памятников Ближнего Востока. Периодизация древней истории. Виды периодизации. Геологические периоды в истории Земли | Лекции | 2 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
1.8. | Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы. Характеристика Бронзового и Железного века (содержание, хронологические рамки). | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
1.9. | Археологическая периодизация и ее соотношение с другими схемами. Характеристика Палеолита и его этапы. Характеристика Бронзового и Железного века (содержание, хронологические рамки). | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 2. Основные этапы эволюции человека | ||||||
2.1. | Центры антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Австралопитеки (открытие, характеристика). | Лекции | 2 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
2.2. | Основные этапы эволюции человека | Практические | 2 | 1 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
2.3. | Основные этапы эволюции человека | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
2.4. | Возникновение и особенности рас и расовых типов | Практические | 2 | 1 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 3. Раннеродовая община. Соседская община. Предпосылки образования государств на территории Ближнего Востока | ||||||
3.1. | Социальная организация родовой общины. Поздняя родовая община. | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
3.2. | Разложение первобытнообщинного строя и формирование классового общество и государства. | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
3.3. | Социальная организация родовой общины. Поздняя родовая община. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
3.4. | Разложение первобытнообщинного строя и формирование классового общество и государства. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 4. Археологическая история Палестины. Исторические процессы на Ближнем Востоке в Древнем мире. | ||||||
4.1. | Докерамический неолит. Натуфийская культура. "Докерамический неолит А". "Докерамический неолит Б". | Лекции | 3 | 4 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.2. | Образование государств на территории Ближнего Востока: Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.3. | Образование государств на территории Ближнего Востока: Хеттское царство, Финикия, Израиль, Персия | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.4. | Образование государств на территории Ближнего Востока: Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия | Сам. работа | 3 | 14 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.5. | Образование государств на территории Ближнего Востока: Хеттское царство, Финикия, Израиль, Персия | Сам. работа | 3 | 14 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.6. | Керамический неолит А и Б | Лекции | 3 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.7. | Энеолит Палестины. Гассульская культура | Лекции | 3 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.8. | Ранний бронзовый век I-I-III. Протогосударственный период | Лекции | 3 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.9. | Образ жизни и материальная культура древних евреев по данным Библии и археологическим источникам | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.10. | Кумранская община: археологические и исторические источники | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.11. | Период раздельных царств (Иудея и Израиль) в Палестине | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.12. | Археологические данные и Библия о «крупных мировых событиях | Практические | 3 | 2 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.13. | Образ жизни и материальная культура древних евреев по данным Библии и археологическим источникам | Сам. работа | 3 | 14 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.14. | Период раздельных царств (Иудея и Израиль) в Палестине | Сам. работа | 3 | 14 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.15. | Кумранская община: археологические и исторические источники | Сам. работа | 3 | 14 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
4.16. | Археологические данные и Библия о «крупных мировых событиях | Сам. работа | 3 | 16 | ОК-7 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мартынов Анатолий Иванович | Археология: | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254 |
Л1.2 | Васильев Л.С. | История Древнего Востока: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/5CD2FB69-BBE5-4A5A-983A-0004032D2C4C |
Л1.3 | Перфилова, Т. Б. | История древнего Востока : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/188CF5EC-002E-4049-8471-3E85A316EC22 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Беляев Л.А. | От библейских древностей к христианским : | М.: Изд-во ИФТИ, 2007 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447503 |
Л2.2 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Аникин Д.А. | Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Библейская археология" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий. Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей. В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |